За что каждый из нас платит Российскому авторскому обществу?
Каждый наш день начинается с музыки, которую мы отнюдь не безвозмездно слышим в общественном транспорте, магазинах, кафе и холлах гостиниц. Мало кто думает об этом, но, даже покупая пакет молока, мы платим за прослушивание песен в торговом зале.
Это связано с тем, что музыкальные произведения, являясь результатом творческого труда автора, могут использоваться только с его согласия и при условии соответствующей компенсации (авторского вознаграждения). Бизнес несет расходы на приобретение лицензии у Российского авторского общества, которые само собой закладываются в стоимость конечного продукта и бьют по кошельку каждого из нас.
Редакция АиФ.ru разобралась, зачем создана эта организация и за что именно предприниматели должны ей платить.
Российское авторское общество – негосударственная некоммерческая организация, созданная с целью осуществления управления авторскими правами на коллективной основе. Основная цель РАО – сбор авторского вознаграждения при публичном исполнении произведений.
Вступление в организацию добровольно для правообладателей: они могут и лично договариваться о вознаграждении с владельцами ресторанов, баров, гостиниц, организаторами концертов, публичных мероприятий и др., а в случае нарушения – самостоятельно защищать свои права.
При заключении договора с РАО предприниматель получает право использовать любые музыкальные произведения, а автор или исполнитель гарантированно – соответствующее вознаграждение. Договор заключается, как правило, на год с автоматической пролонгацией. В том случае, если предприниматель (пользователь) продолжает использовать произведения, а ставки авторского вознаграждения не повышаются, то договор автоматически продлевается и действует в течение всего периода работы предприятия.
Деньги, которые выплачивают предприниматели, в РАО распределяются и выплачиваются в пользу тех авторов, музыка которых звучала в заведениях пользователей.
За что и сколько должны платить пользователи?*
Предприятия общественного питания:
- За публичное воспроизведение в столовых, закусочных, буфетах барах, кафе и ресторанах с помощью технических средств (например, телевизор, радиоприемник, музыкальный центр) в зависимости от типа заведения и количества посадочных мест – ежемесячно от 35 до 60 руб. за посадочное место;
- За живое выступление исполнителей в барах кафе и ресторанах при бесплатном и платном входе – ежемесячно от 75 до 90 руб. за посадочное место;
- За живое выступление исполнителей в барах кафе и ресторанах при платном входе дополнительно к плате за посадочные места – 5% выручки от продажи билетов.
Гостиницы, санатории и дома отдыха:
- За публичное воспроизведение в гостиничных номерах, санаториях, мотелях и кемпингах в зависимости от количества номеров и их стоимости – ежемесячно от 15 руб. до 21 руб. за номер;
- За публичное воспроизведение в холлах, фойе, проходах, лифтах и на межэтажных площадках – 5 руб. за 1 кв.м. озвучиваемой площади, но не менее 500 руб. в месяц.
Выставки и музеи:
- За централизованное озвучивание помещений и территорий музеев и выставочных залов при бесплатном входе – 2% выручки от продажи билетов;
- За централизованное озвучивание помещений и выставочных залов при платном входе – 2 руб. за 1 кв.м. озвучиваемой площади за каждый день работы выставки;
- За индивидуальное озвучивание стенда или павильона – от 100 до 500 руб. за каждый день работы выставки.
Производители печатной и сувенирной продукции:
За воспроизведение в печати и на различных носителях информации с последующим их распространением произведений изобразительного искусства и фотографических произведений – от 200 до 4000 руб.
Интернет-сайты:
- За распространение аудиовизуальных произведений (в том числе путем ретрансляции) по сети Интернет – ежемесячно 2 % от общей суммы дохода;
- За использование произведений изобразительного искусства и фотографий в сети Интернет – от 240 до 400 руб. за каждое изображение в зависимости от их количества и срока использования.
Ночные клубы, караоке-клубы и дискотеки:
- За публичное воспроизведение в музыкальных и ночных клубах, в караоке-клубах, казино и культурно-развлекательных центрах, лотерейных и иных клубах – ежемесячно от 7000 до 50000 руб. в зависимости от стоимости входной платы или депозита;
- За публичное воспроизведение в музыкальных и ночных клубах, в караоке-клубах, казино и культурно-развлекательных центрах, лотерейных и иных клубах при бесплатном входе – ежемесячно от 100 до 3000 руб. в зависимости от посадочных мест;
- За публичное воспроизведение на дискотеках и в танцевальных клубах при бесплатном входе – 5% выручки от продажи билетов;
- За публичное воспроизведение на дискотеках и в танцевальных клубах при платном входе – 10 руб. за 1 кв.м. озвучиваемой площади.
Кинотеатры:
За публичное воспроизведение аудиовизуальных произведений в кинотеатрах – от 0,5% до 1,2% от продажи билетов.
Операторы кабельного и спутникового телевидения:
За распространение аудиовизуальных произведений операторами кабельного и спутникового ТВ – 5% от суммы доходов пользователя (в зависимости от аудитории установлены минимальные ставки – от 1000 до 50000 руб.).
Предприятия общественного транспорта:
- За публичное воспроизведение произведений в пассажирских транспортных средствах (железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт) – от 0,05% до 0,5% выручки от продажи проездных документов;
- За публичное воспроизведение на городском общественном транспорте (за исключением метрополитена) и в такси – 500 руб. за единицу транспорта, в метрополитене – 1000 руб. с каждой станции;
- За публичное воспроизведение произведений в помещениях и на территориях аэропортов, портов и вокзалов, на пристанях, платформах и перронах – 1-3 руб. за кв.м. озвучиваемой площади.
Предприятия сферы услуг:
За публичное воспроизведение в ателье, пунктах проката, прачечных, химчистках, парикмахерских, банках, парикмахерских, банях и т.п. – ежемесячно от 500 до 2000 руб., но дополнительные проценты за преувеличение предусмотренного количества метров.
Предприятия спортивно-оздоровительной сферы:
- За публичное воспроизведение в качестве сопровождения спортивных соревнований, показательных выступлений спортсменов – 0,2-2% при платном входе или 2-5 руб. за кв.м. при бесплатном входе;
- За публичное воспроизведение в спортивно-оздоровительных клубах, секциях и комплексах, фитнес-клубах, тренажерных залах, аквапарках и скейтпарках, на горнолыжных спусках, в зоне катания на лыжах и т.п. – от 1 500 руб. в зависимости от кв.м.
Радиокомпании:
За публичное воспроизведение радиостанциями в зависимости от объема музыкальных и иных произведений, входящих в Репертуар РАО (в процентах к общему объему вещания) – 1,65 - 3% общего объема выручки (минимально – от 40 263 до 73 205 руб. в зависимости от аудитории и дохода).
Телекомпании:
За публичное воспроизведение телекомпаниями в зависимости от объема музыкальных произведений, входящих в Репертуар РАО (в процентах к общему объему вещания) от 2% до 3% общего объема выручки (минимально –1 500 до 90 000 руб. в зависимости от аудитории и дохода).
Торговые предприятия:
- За публичное воспроизведение в магазинах, торговых павильонах, комплексах, центрах, автосалонах, аптеках, на ярмарках, рынках и т.п. – от 500 руб. в зависимости от кв.м.;
- За публичное воспроизведение на автозаправочных станциях – 1500 руб. ежемесячно;
- За публичное воспроизведение в комнатах отдыха при автосервисах и мойках, в торговых палатках и киосках 500 руб. ежемесячно.
Организаторы зрелищных мероприятий:
За публичное воспроизведение на зрелищных мероприятиях (в цирковой программе, в театрализованных, эстрадных, новогодних елочных представлениях, при проведении презентаций, предвыборных кампаний, конкурсов) – 0,5-10% от продажи билетов при платном входе, при бесплатном входе 1-7 % от суммы, выделенной на проведение мероприятия.
*ВНИМАНИЕ! Перечень является примерным: с подробной информацией о ставках и дополнительных платежах вы можете ознакомиться на сайте Российского авторского общества (https://rao.ru/)