Российский бард Александр Розенбаум: досье
Во вторник, 13 сентября, свой день рождения отмечает известный российский певец и композитор Александр Розенбаум. Народному артисту исполнилось 65 лет.
АиФ.ru приводит биографию популярного барда.
Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой.
Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания — школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом — дочь. В 9–10 классах обучался в школе № 351 с углублённым изучением французского языка на Витебском проспекте 57.
Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем — талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет».
Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».
В 1968–1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде.
По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование.
В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация — анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь водителем, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, 16б, неподалёку от родного института.
Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.
Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров — от «А. Я. Розенбаум»).
Началом сольной деятельности можно считать выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД им. Ф. Э. Дзержинского. В дальнейшем он стал художественным руководителем театра-студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума».
В 2003 году избран депутатом Государственной Думы России от партии «Единая Россия». Пробыл в должности до 2005 года.
Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».
Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан, — быть главным морским храмом страны — по мнению председателя совета фонда Александра Розенбаума, является „святой задачей“».
28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».
Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».
В 2011 году (26 марта) участник ежегодной национальной премии «Шансон года» в Большом Кремлёвском дворце.
Живёт и работает в Санкт-Петербурге.
В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых сил СССР в апреле 1984 года, во время Афганской войны. В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».
Розенбаум как поэт и музыкант
Александр Розенбаум — композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой — классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Ряд его ранних песен также связан с работой врача.
Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (например, «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»).
Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году на киностудии Министерства обороны СССР песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий — фактически был создан первый клип на песни исполнителя.
За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными). Характерная черта выступлений Розенбаума — эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.
Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.
По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.
Семья
Первый брак длился всего 9 месяцев. Вторая жена (с 1975 года) — Елена Викторовна Савшинская — сокурсница, врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова.
Дочь — Анна Савшинская (род. 20 октября 1976) — филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля — Тиберио Чаки.
Внук — Дэвид Чаки-Розенбаум (род. декабрь 1999), живёт в Санкт-Петербурге.
Внук — Александр Ники Чаки-Розенбаум (род. февраль 2005).
Внук — Дэниэль (род. февраль 2014).
Внук — Андрей (род. февраль 2014).
Бизнес
Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.
Дискография
- «Домашний концерт» (1981)
- «Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с братьями Жемчужными)
- «Посвящение посвящающим» (1983)
- «Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с братьями Жемчужными)
- «Концерт в Воркуте» (1984)
- «Эпитафия» (1986)
- «Мои дворы» (1986)
- «Нарисуйте мне дом» (1987)
- «Дорога длиною в жизнь» (1987)
- «Концерт на ЛОМО» (1987)
- «Нью-Йоркский концерт» (1987)
- «Казачьи песни» (1988)
- «Анафема» (1988)
- «Гоп-стоп» (1993)
- «Ностальгия» (1994)
- «Горячая десятка» (1994)
- «Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
- «Розовый жемчуг» (август – ноябрь 1995) (совместно с братьями Жемчужными)
- «На плантациях любви» (март – май 1996)
- «Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
- «Возвращение на Арго» (февраль 1997)
- «Июльская жара» (ноябрь 1997)
- «Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
- «Настоящий солдат» (апрель 2001)
- «Старая гитара» (2001)
- «Странная жизнь» (2003)
- «Я вижу свет» (июль – август 2005)
- «Попутчики» (2007)
- «Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
- «Рубашка нараспашку» (май – июнь 2010)
- «Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом)
- «Метафизика» (запись 2014–2015; релиз 11 декабря 2015)
Актёрские работы
- 1985 — Начни сначала — камео
- 1987 — Два часа с бардами
- 1991 — Афганский излом — камео
- 1991 — Побег на край света
- 1991 — Бессонница
- 1992 — Чтобы выжить — Джафар (озвучивание — Виктор Проскурин)
- 2005 — Не хлебом единым — Ростислав Петрович
- 2008 — Сайд-степ — Георгий Шахов
- 2011 — Лучшее лето нашей жизни — камео