Чем был знаменит Александр Ведерников?
9 января на 91-м году жизни скончался народный артист СССР, оперный певец Александр Ведерников. В 1958-1990 годах он был солистом Большого театра. Ведерников сыграл в таких знаменитых постановках, как «Борис Годунов», «Садко», «Евгений Онегин», «Война и мир». Наибольшую известность Ведерникову принесло исполнение партии Ивана Сусанина. Также Ведерников запомнился зрителям по партиям Даланда в «Летучем голландце» Вагнера, Мефистофеля в «Фаусте» Гуно, Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини, Короля Филиппа и Великого инквизитора в «Доне Карлосе» Верди.
Своим пением Ведерников мог показать суть музыкального образа и раскрыть его национальный дух. Он входил в число самых известных российских басов ХХ века, артиста называли «золотой бас России».
Досье
Александр Филиппович Ведерников родился 23 декабря 1927 года в селе Мокино (Вятская губерния, ныне — Кировская область) в семье зажиточных крестьян Филиппа Сергеевича и Анны Дмитриевны Ведерниковых.
В начале 1930-х годов семья, опасаясь раскулачивания, переехала в поселок Челябинские угольные копи (ныне — город Копейск, Челябинская область).
Отец работал плотником, мать — медсестрой на шахте. Впоследствии Ведерниковы переехали в поселок Еманжелинские угольные копи (ныне — город Еманжелинск, Челябинская область).
В детстве Ведерников мечтал стать художником. Но потом его планы изменились, и он окончил Свердловское музыкальное училище.
В 1943-1947 годах учился в Коркинском горном техникуме, в Челябинской области.
В 1955 году окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. Был солистом Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр) и Большого театра.
С 1958 по 1990 год был солистом Большого театра.
С 2006 по 2009 год — консультант по вокалу в Большом театре.
С 2008 года работал художественным руководителем театра «Русская опера» в Москве.
Ведерников сотрудничал с композитором Георгием Свиридовым. В его исполнении звучали песни на слова А. С. Пушкина («Роняет лес багряный свой убор», «Подъезжая под Ижоры», «Ворон к ворону летит», «Зимняя дорога»), С. А. Есенина («Любовь»), Ф. И. Тютчева («Эти бедные селенья»), А. А. Блока («Видение», «Голос из хора», «Петербургская песня», «Флюгер», «За горами, лесами...»), У. Шекспира («Людская неблагодарность», «Зима», «Солдатский тост и песня Яго», песня Шута из комедии «Двенадцатая ночь», «Песенка Яго о короле Стефане»), П.-Ж. Беранже («Как яблочко, румян») и др. В 1959 году стал первым исполнителем партии Поэта в «Патетической оратории» Г. В. Свиридова на слова В. В. Маяковского.
В 2009 году в 80-летнем возрасте дебютировал в партии Солопия Черевика в спектакле Театра «Русская опера» «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского.
За свою карьеру много гастролировал за рубежом, стажировался в миланском La Scala, выступал с филармоническими концертами. В репертуар музыканта входили романсы, песни, арии и оратории знаменитых композиторов. Его дискография насчитывает свыше 30 альбомов с записями романсов, песен и арий.
Награды и звания
Ведерникову были присвоены звания заслуженного артиста РСФСР и народного артиста СССР, он был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Дружбы народов и другими.
Репертуар Ведерникова
Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова
- 1955 — «Дон Жуан» В. А. Моцарта — Лепорелло
- 1956 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова — Варяжский гость
- 1956 — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки — Фарлаф
- 1957 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Гремин
- 1957 — «Иван Сусанин» М. И. Глинки — Иван Сусанин
Большой театр
- 1957 — «Иван Сусанин» М. И. Глинки — Иван Сусанин
- 1957 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Гремин
- 1958 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Собакин
- 1958 — «Чародейка» П. И. Чайковского — Мамыров
- 1958 — «Русалка» А. С. Даргомыжского — Мельник
- 1959 — «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова- Царь Салтан
- 1959 — «Декабристы» Ю. А. Шапорина — Часовой
- 1959 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Пимен
- 1959 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова — Варяжский гость
- 1959 — «Хованщина» М. П. Мусоргского — Досифей
- 1959 — «Джалиль» Н. Г. Жиганова — Журавлёв
- 1959 — «Князь Игорь» А. П. Бородина — Галицкий
- 1959 — «Война и мир» С. С. Прокофьева — Князь Николай Болконский
- 1960 — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки — Фарлаф
- 1960 — «Война и мир» С. С. Прокофьева — Кутузов
- 1960 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Варлаам
- 1960 — «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — Дед Мороз
- 1960 — «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева — Андрей
- 1963 — «Летучий голландец» Р. Вагнера — Даланд
- 1963 — «Аида» Дж. Верди — Рамфис
- 1963 — «Дон Карлос» Дж. Верди — Великий инквизитор
- 1964 — «Октябрь» В. И. Мурадели — Иван Тимофеевич
- 1965 — «Декабристы» Ю. А. Шапорина — Старый солдат
- 1965 — «Князь Игорь» А. П. Бородина — Хан Кончак
- 1965 — «Дон Карлос» Дж. Верди — Филипп II
- 1966 — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова — Князь Юрий
- 1966 — «Севильский цирюльник» Дж. Россини — Дон Базилио
- 1967 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Борис Годунов
- 1967 — «Неизвестный солдат» К. В. Молчанова — Командир
- 1969 — «Фауст» Ш. Гуно — Мефистофель
- 1969 — «Хованщина» М. П. Мусоргского — Иван Хованский
- 1972 — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки — Руслан
- 1975 — «Зори здесь тихие» К. В. Молчанова — Васков
- 1976 — «Каменный гость» А. С. Даргомыжского — Лепорелло
- 1984 — «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова — Сальери
- 1985 — «Семён Котко» С. С. Прокофьева — Ткаченко
- 1986 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Гремин
- 1986 — «Вертер» Ж. Массне — Судья
Цитаты о Ведерникове
«Александр Филиппович — один из тех артистов, что первыми обозначили в современном искусстве новую эпоху. Он — певец новой формации, особое явление — из самой жизни... Он — артист ярко выраженной национальной стихии, истинно русский артист. Для него петь — значит раскрывать самую суть музыкального образа. На мой взгляд, Ведерников обладает исключительно чутким и острым пониманием русской национальной стихии в музыкальном искусстве. Поэтому так естественно звучат у него народные русские песни. Он поражает мощью и эпическим размахом в партиях русского классического репертуара. В то же время достаточно услышать, как он поет Шумана или Баха, чтобы убедиться в том, что ему внутренне близок и мир музыки великих немецких композиторов», — Георгий Свиридов, композитор.
«Александр Ведерников по праву считался легендой Большого театра России, фигурой поистине уникального масштаба. Его творчество всегда отличалось широтой репертуара, жанровым разнообразием, оно было обращено к зрительским сердцам, покоряло их своей искренностью и глубиной», — Владимир Мединский, министр культуры РФ.