Почему у Медного всадника зрачки в виде сердец?
18 августа 1782 года в Петербурге на Сенатской площади был торжественно открыт памятник Петру I. После выхода в свет поэмы Александра Пушкина «Медный всадник» (1834) это название закрепилось за монументом. Вокруг его создания ходит множество легенд. Одна из них раскрывает тайну его удивительных глаз, в которых зрачки не круглые, а выполнены в форме сердец.
Как так получилось?
Идея создания памятника Петру Великому принадлежала Екатерине II. По совету друга философа и просветителя Дени Дидро воплощать в жизнь свой замысел императрица доверила 50-летнему французскому скульптору Этьену-Морису Фальконе, имевшему к тому времени огромную популярность в Европе. С Фальконе был пописан контракт на сумму 200 тысяч ливров, и в октябре 1766 года он вместе со своей 17-летней помощницей Мари-Анн Колло прибыл в Петербург.
Создание памятника проходило долго и мучительно — больше 10 лет. Камнем преткновения Екатерины II и скульптора была поза Петра Великого. Правительница видела его восседающим на коне с жезлом или скипетром в руках, на манер римского императора, а Фальконе считал, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера», без всякой лишней атрибутики. Он настоял на своем и приступил к работе.
Мастер смотрел, как офицер на лошади ставил лошадь на дыбы, а сам в это время делал наброски. В итоге конь у скульптора получился прекрасно, как и фигура императора, а вот голова Петра у Фальконе никак не удавалась. Терять заказ и бросать тень на свою репутацию Фальконе не хотел, поэтому поручил лепить голову Петра своей помощнице Мари-Анн Колло, которая специализировалась в области скульптурного портрета. Девушка выполнила работу за одну ночь, сделав портрет с посмертной маски Петра.
Этот вариант Екатерина II сразу одобрила. Лицо императора получилось мужественным и открытым. Особенностью его стали глаза-сердечки. Как писал историк и биограф Петра I Алексей Доронин, из воспоминаний современников было очевидно, что юная Колло была влюблена в Фальконе, а глаза-сердечки были своеобразным признанием в чувствах к своему учителю. За работу над статуей Петра Колло была принята в члены Российской академии художеств, и по указу Екатерины II ей была назначена пожизненная пенсия в 10000 ливров.
Как сложились отношения Фальконе и Колло?
Историографы писали, что во время создания памятника Петру Фальконе и Колло жили и работали в России вместе. Им было отведено здание бывшей конюшни временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны, а мастерскую для скульпторов оборудовали на территории бывшего дворца.
Известно, что в 1777 году Колло вышла замуж за сына Фальконе — живописца Пьера Этьена. Однако брак оказался неудачным, несмотря на рождение дочери. Спустя два года Мари-Анна подавала официальную жалобу на супруга за жестокое обращение с ней. Затем их пути разошлись и больше не пересекались.
В 1778 году, из-за дворцовых интриг, не дождавшись открытия монумента Петру I, Фальконе-старший и Колло покидают Петербург. Работу было получено завершить другим мастерам (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 (18) августа 1782 года).
В 1779 году девушка покинула Париж и уехала вместе с Фальконе-старшим работать в Голландию. Колло в последствии полностью отошла от дел, посвятив себя заботам о Фальконе. С 1783 по 1791 годы она жила с ним в Париже, где ухаживала за частично парализованным в результате инсульта скульптором. После смерти Фальконе (1791) Колло переехала в Лотарингию и поселилась в городке Маримон. Она умерла в 1821 году, пережив своего учителя на 30 лет.
Читайте также: Секрет влюбленных глаз. История создания знаменитого Медного всадника