По какому принципу даются имена монахам при постриге?
Отвечает иеромонах Кирион, заведующий канцелярией Саввино-Сторожевского мужского монастыря:
— Чёткого принципа здесь нет, в каждом монастыре имена при постриге даются по-разному. Где-то имя дается по месту пострига и по святым старцам, которые в нем подвизались или же по самому дню пострига... Меня, например, постригали в день 40-ка святых мучеников Севастийских*.
Постригающий может дать имя и по наитию, подбирая человеку имя святого, которое ему подходит. К примеру, моего собрата тоже назвали в честь тех же Севастийских мучеников — Мелитоном, что в переводе с латинского переводится как «медовый» и действительно — он очень мягкий человек.
Я же Кирион, что в переводе означает жрец, депутат. Бывает и так, правда редко, что будущий монах решает сохранить свое мирское имя или же сам предлагает какое-то — это не возбраняется. Но чаще всего будущий монах впервые слышит свое имя на постриге.
При постриге будущий монах дает три обета: послушания, целомудрия и нестяжания. Он отрекается от всего мирского и начинает новую духовную жизнь. Это своего рода рождение нового человека. А ведь всем новорожденным мы даем имена, так и здесь, вступив на монашескую стезю, человеку дается новое имя. После пострига монахи уже не отмечают день рождения, указанный в паспорте. Теперь вся братия будет его поздравлять с днем Ангела — днём его пострига в монахи.
Читайте также: Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви
*День памяти сорока Севастийских мучеников является одним из наиболее почитаемых праздников в православии. Его отмечают 22 марта. Согласно писанию в 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. В городе Севастии военачальник-язычник приказал своим сорока православным воинам отречься от Христа. Не смотря на то, что их заставили зимой простоять без одежды всю ночь, а потом подвергли страшным пыткам — они не отказались от Господа.
Имена мучеников сохранились: Кирион, Мелитон, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион и Аглаий.