Чем опасно сближение самолетов в небе?
Посольство России в Швейцарии направило в Министерство иностранных дел страны ноту с просьбой объяснить сближение истребителей ВВС Швейцарии с российским лайнером. На борту российского самолета находились журналисты кремлевского пула и члены делегации, направлявшиеся на саммит АТЭС в столицу Перу Лиму.
«Мы направили ноту, в которой попросили разъяснений и выразили недоумение в связи с этим инцидентом, просили исключить это в будущем», — сообщили в российском посольстве.
Военные самолеты около 10 минут сопровождали российский спецборт в воздушном пространстве Швейцарии. Пассажиры российского лайнера рассказали, что истребители приближались на небезопасное расстояние, так, что даже можно было видеть лицо пилота.
Сегодня утром самолет с российской делегацией приземлился для дозаправки в столице Португалии Лиссабоне, где выяснилось, что он неисправен. Из Москвы вылетел резервный борт с запчастями, он также доставит делегацию и журналистов в Лиму.
Отвечает военный летчик Виталий Соколовский:
— Сближение в воздухе опасно тем, что дело может закончиться авиакатастрофой — борта могут столкнуться или же задеть друг друга в полете. Но в данном случае ни о чем таком речи не идет. Смотрите: все пассажирские самолеты оборудованы системой предупреждения о сближении самолетов в воздухе, которая позволяет лайнерам видеть друг друга. Благодаря этому можно вовремя предотвратить столкновение и сближение. Такой тактики начали строго придерживаться после катастрофы нашего Ту-154 над Боденским озером. Военные же самолеты не оборудованы данной системой, потому что по своему целеназначению они не могут иметь ее, они должны оставаться невидимыми и их не должны засекать другие самолеты.
Есть стандартные предельные продольные интервалы движения самолета. Они зависят от направления движения. Это либо встречные, либо попутные, либо пересекающиеся борта. То есть от направления, в котором движутся самолеты, зависит и продольное эшелонирование.
Если самолеты летят навстречу друг другу и пересекаются, это одно расстояние — оно гораздо больше чем то, при котором борта идут в попутном направлении. Обычно во всех странах применяется вертикальное эшелонирование, то есть самолеты разводят по высоте.
Сближение считается опасным, когда самолеты летят на одной высоте. Везде уже используются минимальные эшелоны по вертикальной плоскости. Самолеты спокойно расходятся в промежутке 300 метров, и ничего в этом нет — это стандартное эшелонирование в Европе, Америке, т.д.