Какие дети входят в группу риска?
Часто говорят: «Дети из группы риска склонны к асоциальному поведению, склонны к наркомании…» А что это за группы риска такие? Кто в них входит?
Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского детского фонда Татьяна Шишова:
– Во‑первых, это дети, которым недостает в семье теплоты. Может быть, взрослые слишком заняты собственными проблемами. Или общаются с ребенком сухо, фиксируясь в основном на его успеваемости. В результате у него возникает чувство, что родителям нужен не он сам, а только его достижения. Нарушенный эмоциональный контакт надо восстановить, не дожидаясь вступления ребенка в переходный возраст, когда это будет сделать гораздо труднее. Если чувствуете, что не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Не стоит отговариваться обилием хлопот. Ведь, если ребенок пристрастится к наркотикам, хлопот у вас станет больше.
Во‑вторых, это дети с заниженной самооценкой. А по наблюдениям многих психологов, она почти у всех занижена. Повышение детской самооценки тоже во многом зависит от родителей. Давайте ребенку понять, какие у него сильные стороны, и тактично (!) помогайте справиться с недостатками. А то мы слишком много внимания фиксируем на детских промахах, считая, что похвала как бы «сама приложится».
В‑третьих, в группу риска часто попадают ребята авантюрного склада. Пытаться удержать их при себе бесполезно. Надо направить их жажду приключений в правильное русло: записать подростка в военно-патриотический или туристский клуб, в спортивную секцию…
В‑четвертых, в группу риска входят повышенно уязвимые дети с теми или иными психическими отклонениями (нередко наследственными), эмоционально неустойчивые, возбудимые… Здесь необходимо наблюдение врача и соответствующее лечение.
В‑пятых, среди наркоманов нередко оказываются ребята, которые не умеют отстаивать свою позицию. Они легко попадают под дурное влияние. У таких детей надо повышать психологическую сопротивляемость. Кроме того, дети могут потянуться к наркотикам из чувства протеста против старших, из любопытства, а также стараясь не отстать от окружающих. И тут определяющее значение имеет среда, в которой вращается подросток. Среда может пропагандировать «отвязный», «безбашенный» стиль жизни, внушать, что все в жизни надо попробовать, подталкивать к разрыву с родителями…
Многим взрослым кажется, что главное – предупредить ребенка, рассказать, к каким страшным последствиям приводит употребление наркотиков. Но подростковая психология парадоксальна, и значительную часть ребят (особенно склонных к демонстративности) подробный рассказ о действии наркотиков может, наоборот, раззадорить и подвигнуть к экспериментам. Сейчас дети с первых классов знают, что наркотики опасны. И тем не менее число наркоманов увеличивается. Значит, дело не только в информации.