Примерное время чтения: 4 минуты
1258

Насколько сильно влияние иностранных компаний на молочном рынке России?

АиФ №42. Дружба с ОМОНом! 16/10/2013
Вопрос-ответ из газеты: АиФ №42 16/10/2013
Насколько сильно влияние иностранных компаний на молочном рынке России?
Ответ редакции

Такая ситуация сложилась в последние годы, когда две самые крупные российские компании - «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк» - были куплены американской фирмой ­«ПепсиКо» и французским «Даноном». 

О том, как видят эту проблему в молочной отрасли, мы попросили рассказать Андрея Даниленко, председателя правления Национального союза производителей молока:

«В России вырабатывается почти 32 млн тонн сырого молока в год, примерно половина используется самими кресть­янами в личных целях, вторая поступает на переработку на предприятия. Из этих 16 млн тонн две упоминаемые компании получают примерно 23-24%. По антимонопольному закону их доля не должна превышать 35%, они в эту норму укладываются. И антимонопольная служба дала разрешение на эти сделки. Конечно, обе компании очень активны в продвижении своих брендов. Прежде всего это йогурты, десерты, детское питание и другие так называемые нетрадиционные продукты. Всё это - изделия, дающие более высокую прибыль, в отличие от традиционных продуктов: молока, кефира, ряженки, творога (глобальные компании их тоже производят). Последние имеют социальное значение, более дёшевы, рентабельность их производства невелика. Так сложилось, что ими в основном занимаются отечественные компании. И им тоже принад­лежит значительная доля на рынке, особенно традиционных продуктов. 

Хотим мы или нет, но глобализация идёт, и такие случаи не единичны. Например, в торговых сетях доля иностранных компаний ещё выше. Поскольку «ПепсиКо» и «Данон» нанимают наших рабочих, платят налоги в России, я их воспринимаю как российских производителей. Насколько сильно их влияние? В нашем союзе из 17 членов в совете директоров им принадлежат два места. Федеральные субсидии идут исключительно с/х производителям, а не переработчикам молока. По-моему, главная беда в том, что у нас нет третьей силы - кооператоров, объединяющих и производство сырого молока, и его переработку. Пока наши фермеры и сельское хозяйство действуют индивидуально, их влияние слабое. Многие даже прекращают производить молоко, в этом году его надоили на 1 млн тонн меньше. Причина? Нервозность и нестабильность в господдержке. Нам необходимо изменить закон о кооперации и осуществлять господдержку через кооперативы тоже, как это делают во многих странах. И это только укрепит отечественную молочную промышленность». 

Ситуация с другими продуктами у нас схожа (см. таблицу), из 10 самых крупных продуктовых компаний в нашей стране только три отечественные, и их общая доля всего около 4%. 

10 самых влиятельных компаний на рынке продуктов России 

(по данным журнала PLoS Medicine, 2012)
Компания  Доля на рынке продуктов, %
«Вимм-Билль-Данн» (группа «ПепсиКо», США) 4,7
«Данон» (Франция) 4,3
«Нестле» (Швейцария) 2,8
«Объединённые кондитеры» (Россия) 2,3
«Марс» (США) 2,1
«Крафт Фудс» (США) 1,7
«Юнилевер» (Англия - Голландия) 1,2
«Валио» (Финляндия) 1,1
Черкизовский АПК (Россия) 0,9
АПГ «Юг Руси»  (Россия) 0,9

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах