Как может экипаж сдержать буйного пассажира в самолете?
В российских СМИ все чаще появляются истории о авиадебоширах, из-за которых был задержан или, например, внепланово посажен тот или иной рейс. Авиаперевозчики добились того, что с лета 2018 года могут не продавать билеты пассажирам, внесенным в черный список за хулиганство на борту. Однако при всех введенных мерах случаи, когда экипажу приходится насильно успокаивать некоторых пассажиров, не прекращаются. В частности, 15 января на рейсе «Аэрофлота» из Москвы в Петропавловск-Камчатский один из пассажиров, будучи сильно пьян, оскорблял экипаж и даже ударил бортпроводника.
Эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров рассказал АиФ.ru, как могут действовать члены экипажа, чтобы унять буйного пассажира на борту.
Какие средства сдерживания может применять экипаж самолета по отношению к дебоширу, а какие нет?
— В данный момент члены экипажа по закону не могут применять никаких технических средств сдерживания по отношению к буйному пассажиру. Кроме слов, убеждений, психологического воздействия экипаж не может применять ничего. Это весь инструментарий, который есть у членов экипажа. Если это не помогает, то пилот вынужден совершить экстренную посадку, пригласить сотрудников правоохранительных органов и сдать пассажира, отстранив его таким образом от полета. К сожалению, этого мало. Если человек разбушевался и бьет всех подряд, то понятное дело, что он уже перешел границы, и для самообороны члены экипажа теоретически могут применить силу, оказать какое-то физическое воздействие на этого дебошира. Это могут сделать не только члены экипажа, но и пассажиры, поскольку они имеют право защищаться, если их жизни что-то угрожает. Но ответ должен быть адекватный, иначе за превышение силы вас могут привлечь к ответственности.
Что касается применения спецсредств, то нужно понимать, что далеко не все экипажи можно обучить средствам самообороны. В большинстве случаев в составе экипажей работают хрупкие стюардессы, которые далеко не всегда смогут противостоять крупным дебоширам. И спецсредства должны быть такими, чтобы их не могли отнять у экипажа сами дебоширы и использовать против пассажиров и членов экипажа. Например, электрошокеры.
Есть ли разница в том, какие меры применяют в российских авиакомпаниях и в зарубежных?
— Когда-то в США на борту самолета летали сотрудники, вооруженные спецсредствами. Они были специально подготовлены и специально обучены. Если рейсы дальние, то этот сотрудник должен был долететь до места назначения, там отдохнуть, а другой должен его сменить. Таким образом летало большое число сотрудников, они занимали места в самолете, которые могли выкупить пассажиры, им платили зарплату. Авиакомпании несли гигантские расходы, и от таких мер пришлось отказаться. Гонять сотрудников ради нескольких случаев с авиадебоширами было невыгодно. Но такие сотрудники могли и связать, и дубинкой поколотить, поскольку имели полномочия сотрудников правоохранительных органов. Сейчас все иначе. Там действуют очень жестко. Жестко в смысле законодательства. Никто с вами не будет спорить, уговаривать. Вам скажут, допустим, «сядьте» — и все спокойно сидят и не возражают, поскольку грозит серьезный штраф. Могут наказать и на 20 000 долларов, даже можно получить уголовный срок. Ни с кем не станут церемониться. Очень жесткие законы.
Нужны ли дополнительные меры сдерживания буйных пассажиров?
— Да, уже давно. Сегодня экипажи совершенно беспомощны. А люди дебоширят и будут дебоширить. Это обусловлено не злым умыслом, а тем, что люди выпивают, у кого-то возникает стрессовая ситуация, кто-то страдает аэрофобией, клаустрофобией или иными фобиями, у кого-то что-то в мозгу замкнуло, все бывает. Конечно же нужно пересмотреть наше законодательство и дать экипажу некие ограниченные полномочия, чтобы они имели право применять приемы физического воздействия на дебошира. В том числе с применением каких-то спецсредств, наручников, еще чего-то. Спецсредства ведь нужны не для того, чтобы нанести человеку какой-то вред, а для того, чтобы лишить его возможности наносить повреждения другим пассажирам, членам экипажа и самолету. На сегодняшний день нет таких законных прав, а они должны быть. И главное — должны быть юридические полномочия их применять.