Что известно про перспективную российскую подлодку проекта «Пиранья»?
В США изучают возможности перспективной российской подлодки, которая должна стать развитием советского проекта «Пиранья». Об этом пишет The National Interеst. Это малогабаритная подлодка, разработкой которой занимаются сразу два конструкторских бюро — КБ «Малахит» и «Рубин».
Что известно про проект «Пиранья»?
Проект первой советской сверхмалой подлодки начали разрабатывать в середине 1970-х годов. Такое задание командование ВМФ СССР поручило Специальному морскому бюро машиностроения «Малахит». Предполагалось, что субмарина будет использоваться для противодействия противнику и разведки в диапазоне глубин от 10 до 200 метров.
Первую опытную подлодку проекта 865 «Пиранья» с тактическим номером МС-520 спустили на воду в 1986 году. Затем на протяжении двух лет она проходила заводские и государственные испытания, которые завершились в декабре 1988 года. С 1989 года МС-520 находилась в Лиепае в составе 22-й бригады подводных лодок.
Корпус «Пираньи» был выполнен из титанового сплава, а полная подводная скорость достигала 6,7 узлов. Дальность плавания под водой при условии экономичного хода доходила до 260 миль. Экипаж состоял из трех офицеров. Также лодка могла принять на борт разведывательно-диверсионную группу из шести боевых пловцов.
На вооружении флота этот тип подлодок простоял недолго — менее десяти лет. Уже в марте 1999 года субмарины (их было две) были отбуксированы в Кронштадт и разобраны на металлолом. Среди причин назывались нехватка финансирования, а также недостатки проекта — слишком большое водоизмещение и трудности эксплуатации.
Что представляет собой проект новой подлодки?
Модель малой неатомной подводной лодки семейства «Пиранья» с воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установкой проекта П-750Б впервые показали на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2019 года. Ее представило КБ «Малахит». Ведущий конструктор бюро Игорь Караваев рассказал РИА Новости, что водоизмещение лодки П-750Б увеличили почти в четыре раза — с 370 до 1400 тонн по сравнению с предыдущими поколениями субмарин. Экипаж также стал больше — теперь он может включать 18-20 военных. На одних только аккумуляторных батареях подлодка может идти не более трех суток.
С воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установкой субмарина способна находиться под водой до 12 суток при экономичном ходе в четыре узла. Кроме того, подлодка малошумна. Караваев также рассказал, что она может иметь на вооружении торпеды, мины и даже крылатые ракеты «Калибр», которые стартуют горизонтально под водой.
Подлодка может строиться в нескольких вариантах. В частности, в ударном — с ракетами «Калибр», специального назначения — с подводным спецназом на борту, а также в качестве минного заградителя при сохранении стандартного водоизмещения. Она спроектирована таким образом, что оружие на борту может меняться в зависимости от постановки задач.
Пока подлодка существует лишь на уровне концептуального проекта. В КБ «Малахит» ранее заявляли, что готовы предложить его Минобороны и потенциальным иностранным заказчикам. По словам Караваева, построить такую подлодку в России возможно на мощностях заводов «Севмаш» и «Звездочка» в Северодвинске и на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге.
Как отмечает «Российская газета», в свою очередь конструкторское бюро «Рубин» работает над проектом создания корабельного образца воздухонезависимой энергетической установки с литий-ионной аккумуляторной батареей. Издание отмечает, что в Минобороны давно хотели бы иметь в составе российского флота новые типы неатомных подлодок, которые бы сочетали в себе преимущества атомных субмарин с меньшими габаритами и меньшей акустической заметностью.