В чём суть налогового манёвра в нефтяной отрасли?
14 ноября депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект о налоговом манёвре в нефтяной отрасли.
Данный законопроект направлен на снижение зависимости бюджета страны от экспорта нефти и нефтепродуктов.
В чём суть налогового манёвра?
Налоговый манёвр подразумевает:
- увеличение бюджетных доходов за счёт поэтапного (в течение трёх лет) снижения экспортной пошлины на нефть;
- снижение акцизов;
- повышение НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).
Какие меры будут предприняты?
Согласно законопроекту, сократятся экспортные пошлины:
- на нефть в 1,7 раза;
- на нефтепродукты в 1,7–5 раз в зависимости от вида.
Одновременно вырастет налог на добычу:
- нефти в 1,7 раза. Ставка НДПИ на нефть в 2015 году достигнет 775 рублей за тонну;
- газового конденсата в 6,5 раза.
Первоначальный вариант налогового манёвра предполагал, что в течение двух лет, до 2016 года, экспортные пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла будут снижены более чем наполовину. Параллельно будет повышена ставка НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на нефть до 1005 руб. за тонну. С 1 января 2014 года НДПИ на нефть составляет 493 руб. за тонну.
Насколько бюджет РФ зависит от нефти?
Доходы в бюджет РФ от нефти составляют 191–194 млрд долларов.
В прошлом году благодаря высоким мировым ценам на нефть (108 долларов за баррель) бюджет получил дополнительные 600 млрд рублей.
При снижении цен на нефть на 1 доллар Россия теряет 2,1 млрд долларов бюджетных доходов в год. Из-за падения цен в последние месяцы доходы могут сократиться на 30–40 млрд долларов.
Если цена на нефть будет превышать базовую (взятую в расчёт при принятии бюджета), то дополнительные доходы направляются в Резервный фонд, до того момента, как его объём составит 7 % ВВП. С 2015 года дополнительные доходы от продажи нефти будут напрямую направляться на финансирование дефицита бюджета.
С чем связана необходимость в налоговом манёвре?
Необходимость манёвра также вызвана сокращением налогового субсидирования переработки за счёт добычи. Ранее такие субсидии были стимулом для работы целого ряда неэффективных НПЗ, специализирующихся на мазуте. Кроме этого, одной из целей законопроекта является минимизация потерь бюджета РФ в связи с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Казахстаном и Белоруссией. После вступления в силу межправительственных соглашений, ограничивающих объёмы поставок нефти и нефтепродуктов, у Белоруссии и Казахстана появится возможность увеличения их беспошлинного ввоза и последующего реэкспорта. Смысл манёвра заключается в том, чтобы, поэтапно сократив экспортные пошлины до уровня Казахстана, снизить экономические стимулы для реэкспорта.
Что ждёт потребителей в случае введения «налогового манёвра» и зачем он нужен, читайте: Вырастут ли цены на бензин из-за «налогового манёвра» и зачем он нужен?