Почему растёт курс евро?
Отвечает Яков Миркин, завотделом Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук:
— Это не евро растёт, это рубль падает. Да, у Европы тоже сложности, однако у нас ситуация похуже. Спрос на евро объективен — ведь долги корпорациям и банкам выплачивать приходится именно в этой валюте. Можно попытаться закидать рынок валютой, чтобы рубль не падал, но в условиях паники это всё равно, что пытаться глубокую яму опавшими листьями забрасывать.
Есть ещё варианты поддержки рубля: при помощи валютных кредитов либо докапитализация предприятий и банков (вложения в уставной капитал), позволяющие отдать долги. Источники средств — либо бюджет, либо Фонд национального благосостояния, либо один из крупнейших банков с госучастием.
Как Банк России может притормозить падение рубля, кроме валютных резервов? Да масса возможностей. Например, ЦБР видит все позиции крупнейших банков на валютном и срочном рынках на Московской бирже. Ежедневно получает балансы крупнейших банков. Увидеть, кто из них, особенно с госучастием, играет против рубля, кто является самым крупным спекулянтом, — никаких проблем. Пошептать, что этого делать не нужно, в порядке частных консультаций и пригрозить пальчиком — никаких проблем. Но пока эти меры не применяются, всё как-то пассивно...
При этом Банк России не играет специально против рубля. Всё происходит в рамках идеологии и инструментов, принятых для себя ЦБ. Нет гибкости в принятии решений, не рассматриваются разные варианты действий.