К чему привели переговоры в Минске?
Как и предполагал «АиФ» в прошлом номере, прорывов по итогам встреч - и в рамках «треугольника» Таможенный союз (Беларусь, Казахстан, Россия) - Украина - Евросоюз, и с глазу на глаз между В. Путиным и П. Порошенко - не случилось. Но и бесполезными переговоры тоже не назовёшь. Напомним, главным поводом для сбора в Минске были экономические отношения в этом треугольнике. Есть опасение, что он превращается в Бермудский. И не только из-за того что на Украине вскоре вновь может начать «теряться» российский газ.
Речь шла о подписанном Украиной в июне соглашении об ассоциации с Евросоюзом. Документ этот поистине драматический. Желание предыдущего президента В. Януковича с ним повременить, посчитав все плюсы и минусы, и стало поводом для майдана и гражданской войны. По соглашению, Украина создаст зону свободной торговли с ЕС, открыв свой рынок для европейских товаров, возьмёт европейские стандарты - производственные, фитосанитарные и т. д. А это, как настаивают в Москве, автоматически закроет украинский рынок для российской продукции. С другой стороны, появится риск, что менее качественные украинские товары в зоне свободной торговли СНГ будут выдавливаться прежде всего в Россию. А европейские товары без уплаты пошлин начнут «всплывать» в странах ТС под видом украинских. Впрочем, это ещё не все проблемы.
Украина очень сильно вплетена в экономическое пространство СНГ. У украинских и российских компаний наработаны тесные связи - в атомной энергетике и химической промышленности, в машиностроении и сельском хозяйстве и т. д. От разрыва производственных цепочек Россия может потерять, по оценке Президента РФ, 3 млрд долл., и это только на первом этапе. Потери Украины будут и того больше: на Россию приходится почти треть её экспорта.
Защищать свой рынок в новых условиях в Москве планируют, в том числе подняв таможенную пошлину на украинские товары с нынешнего нуля до 7,8%. Пока это не более чем взведённый «экономический курок». Время одуматься и взвесить все последствия своего романа с ЕС у Киева ещё есть - соглашение пока не ратифицировано Радой. До середины сентября стороны договорились найти хоть какие-то устраивающие всех решения. Но если, по словам В. Путина, «наши озабоченности не будут учтены, мы будем вынуждены принять меры по защите нашей экономики».