...Зачем нужны уроки финграмотности?
На нее планируют потратить миллионы долларов. Но ведь на аналогичную программу уже недавно выделяли большие суммы. А ктото проверял, поумнело население или нет? Как оно хоть должно действовать – это повышение финграмотности? И зачем государству понадобилось в кризис тратить деньги на подобные цели? Ведь масса других проблем. Теперь всех за парты посадят?
Л. Кусачев, Московская обл.
Отвечает Алексей Кудрин, вице-премьер, министр финансов РФ:
– Минфин действительно планирует в ближайшее время запустить совместно с Всемирным банком программу повышения уровня финансовой грамотности и качества финансового образования в России на период 2011–2015 годов. Такая программа в России – первая. Никаких подобных инициатив, реализуемых в масштабе страны с участием целого ряда федеральных министерств и ведомств, ранее не запускалось.
Сегодня россиянам приходится принимать финансовые решения на всех этапах жизни: при получении образования, создании семьи, рождении детей, обеспечении домохозяйства жильем (например, оформление ипотеки. – Ред.), выходе на пенсию. Повышение личной ответственности за собственные финансовые решения происходит на фоне расширения потребительского сектора финансового рынка, роста разнообразия и сложности финансовых продуктов. Это делает проблему повышения финансовой грамотности еще более актуальной. По данным аналитических исследований лишь небольшая часть россиян ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых банками и другими финансовыми институтами, а 62% находят финансовые услуги сложными и непонятными. Как следствие – почти половина россиян (49%) предпочитают хранить сбережения дома (на радость домушникам. – Ред.). Нехватка у населения информации, касающейся личных денег, понимания как их сберечь, приумножить, не потерять, ведет к излишней задолженности по потребкредитам, отсутствию минимального денежного запаса в семьях на случай непредвиденных обстоятельств.
Целевая аудитория проекта – будущие активные пользователи финансовых услуг (учащиеся школьного возраста и студенты) и активные и потенциальные потребители финансовых услуг с низким и средним уровнем дохода. Предусмотрена работа со средствами массовой информации. Первоначальный охват программы – 10-12 отобранных по конкурсу российских регионов с разным уровнем развития, разными проблемами, составом населения.