...Можно ли открывать своё дело во время кризиса?
Отвечает президент Общероссийской Ассоциации малого и среднего бизнеса «Опора России» Сергей Борисов:
— Кризис заставляет предпринимателей переводить бизнес в те сферы, где больше шансов остаться на плаву. И, может быть, даже получить поддержку государства. Это секторы, не зависящие от колебаний фондового рынка и зарубежных заимствований. Хотя и потребительский спрос, и деловая активность в трудные времена снижаются. Значит, будущее за предприятиями, занятыми обеспечением жизненно важных потребностей общества. Это хлебопекарни, прачечные, транспортные перевозчики, ремонтные предприятия, сфера услуг. Прибыльными останутся АЗС и автомойки — если, конечно, поездки на машине при нынешних ценах на бензин будут людям по карману.
В помощи властей нуждаются не только социально значимые, но и инновационные проекты. Именно сейчас важно их сохранять и развивать. Многие банки уже объявили, что не собираются сворачивать программы кредитования малого бизнеса. Конечно, получить в долг будет проще устоявшимся компаниям. Начинающим придется туго, и это плохо — ведь рынок живет тогда, когда на нем появляются новые игроки.
«Провальным» окажется бизнес тех, кто связан с предметами роскоши: роскошными бутиками, салонами, дорогими автомобилями. Их клиенты из финансового сектора станут первыми жертвами сокращений и урезания заработной платы.
О том, как изменились условия кредитования малого бизнеса, читайте в ближайшем номере «АиФ».