«Тонкости самоуправления»: чем мэр отличается от сити-менеджера?
Мэр – это глава администрации, которого избирают жители города. Сити-менеджер –чиновник, которого нанимают управлять администрацией.
Термин «глава города» говорит сам за себя. Главой города называют высшее должностное лицо городского округа или поселения. При этом в разных городах люди, фактически имеющие одну и ту же должность, пользуются разными полномочиями. В некоторых городах глава города руководит администрацией и носит титул мэра, а других глава – лишь председатель Совета депутатов, а обязанности руководителя администрации возложены на наемного работника – «сити-менеджера». Как это произошло?
Дело в том, что по закону в Уставе каждого города прописывается, что именно делает его глава: он может возглавлять или местный Совет депутатов, или администрацию.
Мэр – это глава города, который возглавляет местную администрацию. Он непосредственно руководит местными чиновниками, муниципальными предприятиями и решает так называемые «вопросы местного значения» - от уборки города до строительства детсадов.
Не всегда глава города является мэром. В некоторых городах закреплено в Уставе, что глава города является председателем Совета депутатов. В таком случае глава города руководит лишь местным советом депутатов, который вправе принимать или не принимать бюджет, программы и другие важные для муниципалитета документы, которые разрабатывает исполнительная власть. Кроме того, в руках местных Советов сосредоточены контрольные функции: они следят за тем, как администрация города расходует бюджет.
Какие чиновники получают высокие зарплаты?>>
Если глава города занимает пост председателя Совета депутатов, то для руководства администрацией приходится нанимать так называемого «сити-менеджера», который и будет напрямую руководить всеми хозяйственными вопросами. «Сити-менеджера» отбирают по конкурсу. Контракт с ним заключают на срок полномочий местного Совета депутатов, но не менее, чем на два года.