Введение во храм Пресвятой Богородицы: история праздника
Праздник является непереходящим, то есть дата празднования всегда остается неизменной.
Двунадесятые праздники | |
---|---|
Это 12 праздников, которые в православной традиции считаются наиболее важными после праздника Пасхи (он находится вне данной классификации). Само название «двунадесятые» происходит от славянского «двунадесять» (или «дванадесять»), то есть «двенадцать». По содержанию двунадесятые праздники разделяются на Господские, посвященные событиям земной жизни Господа Иисуса Христа, и на Богородичные, посвященные событиям земной жизни Пресвятой Девы Марии |
В основе праздника лежит церковное предание, повествующее о том, как родители Богородицы, праведные Иоаким и Анна, привели свою трехлетнюю дочь Марию в Иерусалимский храм. Согласно преданию, родители Девы Марии до старости были бездетны и дали обет: если у них родится дитя, они посвятят его служению Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках они привели ее в Иерусалимский храм. Там их встретили священники во главе с архиереем. В храм вела лестница длиною в 15 высоких ступеней. Мария, будучи малолетним ребенком, казалось, не смогла бы сама взойти по этой лестнице. Но как только ее поставили на первую ступень, она быстро преодолела остальные и взошла на верхнюю. Затем Марии было позволено войти в Святая святых - внутренний алтарь, место, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Этим была явлена ее особая роль в судьбе человечества.
Иоаким и Анна возвратились домой. Мария, оставшись жить при храме, находилась под надзором и руководством благочестивых наставниц, обучавших ее Священному Писанию, проводила время за молитвой и рукоделием.
Считается, что событие Введения во храм стало началом нового этапа в жизни Марии. Она пробыла при храме до 12 лет, а затем, решившая сохранить девство и посвятить себя Богу, была поручена заботам Иосифа Обручника.
Время установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы с достоверной точностью неизвестно. На востоке праздник получил повсеместное распространение в 8-9 веках. Вместе с тем, в 4 веке упоминания об этом празднике встречаются у святителя Григория Нисского, в 7 веке - у Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских. В 9 веке Георгий, архиепископ Никомидийский, составил первый канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в 10 веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную…»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.
В православной церкви праздник окончательно вошел в число двунадесятых, великих только после 14 века. Церковь установила торжественный праздник 4 декабря (21 ноября по старому стилю).
Наряду с Рождеством Богородицы (празднуется 21 сентября/8 сентября по ст.ст.), событие Введения во храм будто подводит людей к Рождеству Христову. Располагаясь в самом начале Рождественского поста, который длится с 28 ноября (15 ноября по ст.ст.) по 6 января (24 декабря по ст.ст.), праздник открывает собой рождественскую тематику: на праздничной утрене используются ирмосы первого Рождественского канона. Само Введение Пресвятой Девы во храм символизирует ее явление миру - Церковь считает его своего рода безмолвной проповедью о близком пришествии Христа.