...Заочные отделения исчезнут?
Отвечает Елена Грачева, проректор по учебной и воспитательной работе Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина:
– Потрудиться, обучаясь дистанционно, все же придется. Однако мне хотелось бы уточнить, что лучше рассматривать дистанционное обучение только в качестве дополнительного метода – инструмента, который расширяет возможность взаимодействия преподавателя со студентом. В рамках дистанционного обучения может использоваться и проведение он-лайн конференций (как в режиме чата, так и в режиме скайп-конференций), обсуждения на форумах (например, на сайте МГЮА имени О.Е. Кутафина действует активный форум, на вопросы студентов отвечают профессор кафедры конституционного и муниципального права В.В.Комарова, доцент кафедры конституционного и муниципального права Н.Е.Таева, доцент кафедры конституционного и муниципального права Е.Н.Дорошенко, директор института судебной экспертизы Е.Р.Россинская, директор института прокуратуры Е.Л.Максимов)
Это удобно для тех студентов, которые совмещают учебу с работой и не в состоянии присутствовать на всех лекциях. Для них уже сейчас некоторые лекции переводят в видео-формат. Кстати, такая методика может быть использована и для заочного образования.
Однако, несмотря на очевидные плюсы дистанционного обучения, живое общение преподавателя со студентом, особенно в нашей общественно-гуманитарной сфере, никто и ничто заменить не может. Это все равно, что пытаться подменить живое прослушивание оперы в Большом театре аудио-записью. Как бы ни были чисты голоса, нет чувства единения с залом, той неповторимой ауры, которая возникает только при живом прослушивании. Потому что в зале – живая музыка, «музыка, которую не включают»,. То же касается и юридического образования – его получают «вживую». Выпускник должен не только хорошо знать закон, но и уметь его применять в своей деятельности, должен уметь мыслить, рассуждать. А этому можно научиться только при условии непосредственного общения с преподавателями, сокурсниками. А в качестве практических занятий студенты активно работают в юридических клиниках, где безвозмездно оказывают юридическую помощь социально незащищенным слоям населения. Но, как вы понимаете, в процессе работы в юрклинике студент все равно периодически прибегает к непосредственной помощи преподавателя.
Вот по каким причинам мы рассматриваем дистанционное обучение только как один из эффективных инструментов получения образования, который ни коим образом не способен окончательно заменить традиционные формы: очную, вечернюю и заочную.
Заочная форма обучения традиционно востребована, особенно среди желающих получить второе высшее образование. Так, только в 2009 году «за вторым высшим» на заочное отделение пришли более 400 человек. Кроме того, есть целый ряд категорий студентов, для которых «заочка» – единственная возможность получить высшее образование: малообеспеченные иногородние студенты, военнослужащие и т.д. Тем не менее, эта форма обучения нами постоянно модернизируется. Например, для студентов-заочников, проживающих в Москве и области, но не имеющих возможности каждый вечер посещать занятия на вечернем отделении, создаются «группы выходного дня», занятия для которых планируются по субботам и воскресеньям.
Мне кажется, что формы обучения должны постоянно развиваться, чтобы отвечать сегодняшним реалиям.