Сразу вспоминается разговор двух дачниц на автобусной остановке.
– Все, последний раз сажаю, если опять почернеют, больше и связываться не буду, – женщина укоризненно посмотрела на коробку, из которой жизнерадостно выглядывали макушки томатной рассады. – Соседи мои уже бросили; обидно же: такие помидоры наливаются красивые, только успеешь собрать несколько штук, как начинают темнеть и гнить.
– А я опрыскиваю, на авось не надеюсь, редко случается, что упущу, и помидоров хватает до Нового года.
– Так ведь травленых я и на рынке куплю, стараюсь ради чистеньких, чтобы внучат покормить натуральным.
– О купленных на рынке всего не узнаешь. А у себя все под контролем. И препарат выберешь, что менее вреден, и после обработки подождешь, сколько надо и больше, потому что никаких поставок по графику у тебя нет. Ничего сложного, только запускать не надо. А начинать с профилактики.
Вот такие аргументы за и против. Поскольку выращиванием томата занимаюсь вот уж 30 лет, хочу поддержать оптимистическую позицию.
Коварство Запада
Начну с того, что вредоносный и коварный гриб фитофтора пришел к нам вслед за картофелем достаточно давно. В середине прошлого века с ним неплохо справлялись, имея на вооружении одну лишь бордоскую жидкость. Справедливости ради надо сказать: со временем и климат меняется, и новые поколения гриба отличаются от предыдущих – естественный отбор оставляет наиболее агрессивные разновидности. Зато и средств защиты – целый арсенал.
Сначала появились системные препараты, которые в небольших количествах содержатся в растении 15–20 дней после обработки и не позволяют возбудителю болезни расти и размножаться в нем (такие как ридомил МЦ, акробат, браво и т. д).
А в последнее десятилетие получили по-настоящему широкое распространение БП – биологические препараты, содержащие микроорганизмы (конкуренты или антагонисты патогенов) и продукты их жизнедеятельности. Сами они растения не повреждают и при этом препятствуют размножению вредной микрофлоры (многие уже опробовали глиокладин, алирин, гамаир, псевдобактерин, фитоспорин и другие). Не буду останавливаться на технике применения, так как каждый препарат при продаже в обязательном порядке должен сопровождаться инструкцией по применению. Остановлюсь лишь на том, что в период наибольшей опасности БП применяют еженедельно и даже чаще.
И третья группа средств защиты – иммуностимуляторы (эпин, иммуноцитофит, силк).
Между тем и агротехнические меры никто не отменял. Поскольку грибу для прорастания нужны капли жидкости на поверхности растений, постараемся ее не дать. В теплице плавное изменение температуры утром и вечером помогает оставаться растениям сухими. Важна хорошая вентиляция. В открытом грунте росы не избежать, но растения, выращиваемые на шпалере, высыхают быстрее. Поскольку рыхлые, содержащие много воды побеги более подвержены инфекции, не надо злоупотреблять поливами и азотными удобрениями. Фосфорные и калийные – напротив, сделают ткани плодов и листьев более плотными.
А правильный севооборот, спросите вы, разве он не защита? В нашем случае его значение минимально. Там, где развито огородничество, источников инфекции так много, а споры разносятся на такие расстояния, что разница в том, прилетят ли они за 20 или за 220 метров, невелика. В теплице «пришлая» инфекция появится позднее местной, поэтому здесь имеет значение хорошая осенняя дезинфекция поверхности почвы и конструкций.
План обороны
Ключевое слово в стратегии защиты – ПРОФИЛАКТИКА. Чтобы своевременно принять меры, неплохо бы знать, когда враг появится. Если плоды ближайшую неделю краснеть (желтеть или розоветь) не будут и собирать их вы пока не намерены, есть смысл применить один из системных препаратов. Тем самым вы подавите очаги первичной инфекции и избежите массового поражения, которое почему-то кажется таким неожиданным. Если через две недели урожай все еще не созрел, можно применить другой препарат длительного действия. По мере приближения сбора плодов можно начать обработки биологическими препаратами и иммуностимуляторами.
Что касается «травленых овощей»: покупая средства защиты, обращайте внимание на класс токсичности, который непременно должен быть указан на упаковке. Четвертый класс – самые малотоксичные вещества, и они заслуживают предпочтения (но не легкомысленного нарушения регламента применения!). Проводя обработки профилактически, а не тогда, когда уже есть симптомы, можно использовать минимальную из указанных концентраций. И можете не сомневаться в том, что ваш урожай чище рыночного.
Суммируя вышесказанное, делаем вывод: фитофтора – не приговор любимым помидорам, к тому же принимаемые против нее меры действенны против целого ряда наиболее распространенных заболеваний (альтернариоз, макроспориоз, бурая пятнистость). Профилактические обработки, чередование препаратов и соблюдение правил их применения позволят вам оказаться «в шоколаде». Точнее – в овощах.