На эти и другие вопросы отвечает ведущий научный сотрудник Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства, кандидат сельскохозяйственных наук Галина Юрьевна Упадышева.
«АиФ»: - Галина Юрьевна, в последние годы климат и погода изменились. Сложнее ли стало выращивать вишню, сливу и другие косточковые?
Г.У.: – На самом деле для косточковых в средней полосе России сейчас есть все перспективы: появились надежные сорта, да и климат не так уж часто преподносит неприятные сюрпризы. К тому же у растений высокий запас прочности: даже если растение по какой-то из причин пропускает цветение в один сезон, то оно его добирает в следующий.
Нужно иметь в виду, что самочувствие косточковых растений сильно зависит от микроклимата. Существуют «микрозоны», где они себя прекрасно чувствуют, и в то же время по соседству могут быть места, где косточковые растут гораздо хуже. К нам в институт часто приходят люди из таких проблемных районов, и мы стараемся им помочь.
Например, мы предлагаем самоплодные сорта вишни и сливы, которые нивелируют плохие условия опыления, и сорта зимостойкие, выдерживающие даже аномальные зимы.
А вот новинки – алыча, абрикос, черешня – во многих местах средней полосы получаются, но не всегда и не везде. Хотя есть достаточно зимостойкие сорта – допустим, черешня Фатеж нормально перенесла зиму со снижением температуры до – 37 °С.
Вишня и черешня
«АиФ»: - Вишня, как правило, неплохо зимует. Но в одном и том же месте одни деревья всегда усыпаны плодами, а на других плодов совсем мало. В чем дело?
Г.У.: – Факторов достаточно много. Многое зависит от сорта и конкретного экземпляра. Даже в наших садах среди деревьев одного сорта есть обильные и есть средненькие. На реализацию максимальной продуктивности могут влиять и подвой, и условия опыления, и здоровье посаженных растений, и кислотность почвы. Для вишни также важна профилактика болезней – регулярные обработки от монилиоза, коккомикоза, антракноза.
«АиФ»: - Вишня в садах встречается часто. Но хочется чего-то послаще. Известно, что ваш институт имеет большой опыт по введению в культуру зимостойкой черешни. Что можно сказать про нее?
Г.У.: – К сожалению, у черешни зимостойкость не вполне надежна для всех регионов, но зато она обладает отличной восстановительной способностью: само дерево хорошо переносит морозы, хотя цветковые почки могут повреждаться. Впрочем, это же свойство присуще и вишне, и сливе.
«АиФ»: - Какие сорта выбрать?
Г.У.: – Смело рекомендуем наш надежный сорт Фатеж, можем советовать также Чермашную, Синявскую, Ревну, Ипуть, Тютчевку. Все черешни требуют перекрестного опыления – с этим обычно бывает связана их не всегда стабильная урожайность. В наших садах, где одновременно растет 10–12 сортов черешни, каждое дерево может давать до 50 кг плодов.
«АиФ»: - Правда ли, что черешня особенно чувствительна к микроклимату?
Г.У.: – Да. Но, с другой стороны, его можно частично нивелировать. Почему дерево чаще всего гибнет? Из-за морозобоин на штамбах и скелетных ветвях. С ними можно бороться, но обязательно с самого момента посадки дерева!
Мы рекомендуем для черешни солнечные места, защищенные от холодных ветров, чтобы не было застоя холодного воздуха. И вот представьте себе, люди выбирают такое место, сажают дерево между домом и забором, с южной стороны… Да, мороз там повредит меньше, зато зимнее солнце может вызвать проблемы. Вообще черешня нуждается в чуть более внимательном к себе отношении по сравнению с традиционными деревьями. Повыше окучивать снегом, правильно и в срок делать обрезку, вовремя белить штамб.
Слива и алыча
«АиФ»: - Слива – тоже привычная культура для российского садовода. Но в ее выращивании наверняка есть свои тонкости?
Г.У.: – Слива устойчивее к болезням по сравнению с вишней, но более уязвима для морозов. Есть, конечно, высокозимостойкие сорта, но, как правило, они не самые десертные. Для оптимальных условий подойдут многие десертные и крупноплодные сорта – Утро, Сухановская, Смолинка. Для более холодных мест, где часто бывают заморозки, можно рекомендовать Тульскую черную, Память Тимирязева. Интересны и сорта диплоидной сливы (китайско-уссурийской группы) – Скороплодная и Красный Шар. Вкусовые качества и ежегодное плодоношение делают их очень ценными для садоводов. Правда, названные сорта будут лучше плодоносить в компании с алычой – например алычой гибридной или сливой русской.
«АиФ»: - Можно узнать о сливе русской подробнее: что это?
Г.У.: – По происхождению это гибриды между южной алычой и сливой китайской (чаще всего – Скороплодной), созданные в России. Отсюда и названия – «алыча гибридная», «слива русская». По «любви к жизни», способности восстанавливаться и быстро радовать плодами сливе русской нет равных. Она страдает от зимних морозов больше, чем слива, и, может быть, даже больше, чем все остальные косточковые: при –25° у многих сортов уже проявляются повреждения тканей. Но посмотрите на эту пострадавшую алычу к концу сезона – это опять дерево того же размера, которое закладывает на отрастающих побегах цветочные почки и готово вам уже на следующий год дать урожай!
Поэтому мне кажется, что эта культура перспективна практически для любого места. Если ей частично укрыть штамб, низ скелетных ветвей от мороза и солнечных ожогов, она без потерь переносит даже –35°. Но сначала саженцу сливы русской нужно год-два, чтобы окрепнуть. Это касается многих косточковых: сначала нужно, чтобы немного повезло, и после посадки им «достался» хотя бы год с «несложной», мягкой зимой с морозами не ниже – 25°.
Рекомендуемые сорта: Кубанская комета, Найдена, Злато Скифов, Мара, Тимирязевская.
И даже абрикос!
«АиФ»: - В последнее время на небосклоне косточковых появилась восходящая звезда – зимостойкий абрикос. Правда ли, что его можно выращивать и в средней полосе?
Г.У.: – Я считаю абрикос перспективной культурой практически для всех мест нашего региона. Потому что у него относительно других косточковых чрезвычайно зимостойкая древесина. Если защитить дерево от солнечных ожогов, к которым он чувствителен, от выпревания и от монилиоза, который к нему просто «липнет», – то дерево прекрасно растет в любых, даже в северных районах. Древесина его выдерживает – 35°. И вообще в нашей зоне абрикос больше страдает не от мороза, а от его отсутствия – попытки «утеплить» растение на зиму, например замотать штамб в несколько слоев, обычно приводят к отрицательным результатам. Цветочные почки, конечно, при экстремально низких температурах будут погибать, но в тех же пределах, что и у наших обычных культур.
К примеру, в прошлом году зимние температуры в –25° в течение долгого периода убили большую часть цветочных почек нашего абрикоса. Не все, но урожай очень сильно снизился. Зато жару, которая стояла в августе, абрикос перенес совершенно спокойно – наоборот, в прошлом году в отсутствие урожая и при жаркой погоде он «вложился» в будущий урожай. Как результат – в этом году он превосходно цвел и завязал огромное количество плодов. То есть потери вполне могут обернуться прибавкой. Когда говорят: «Вот, мол, косточковые без урожая стоят», я отвечаю: «А у вас яблони через год плодоносят, вы к этому нормально относитесь?» Это физиологическая особенность растения – изредка восстанавливать силы.
«АиФ»: - А какие сорта абрикоса вы испытываете?
Г.У.: – Сорта ГБС – Лель, Алеша, Графиня и Самарской опытной станции – Самарский и Лауреат. Сад был высажен в 2008 году однолетними саженцами. Сорта очень скороплодные – в 2009 году уже с некоторых растений было получено до 2 кг. Плоды очень вкусные, сладкие. Такое маленькое оранжевое чудо! По сравнению с южными сортами они недобирают только размер. Косточка у всех сортов отделяется очень хорошо, и по витаминной ценности у них тоже все в порядке. Поэтому, мне кажется, у культуры большие перспективы.