Хутор Висвалдиса Вецвагари расположен на побережье. Хозяин приобрел этот участок в 1980 году. Тогда он еще работал в местном музее в Лиепае. На песчаной неплодородной почве разбить красивый сад оказалось делом непростым. Ведь в середине лета территория превращалась в выжженную солнцем степь. Поэтому кроме постройки дома хозяевам пришлось завозить плодородный грунт на огород, вырыть два больших пруда, посадить много деревьев и кустарников. Уже потом, когда для Латвии наступили свободные времена, Висвалдис с женой Ниной стали думать и решать, как дальше зарабатывать на жизнь и каким заняться бизнесом. Свой выбор они остановили на сельском туризме. В то время во многих европейских странах появился большой интерес к такому виду семейного отдыха.
Добро пожаловать
Вскоре на хуторе появилась баня и первая небольшая гостиница в дальнем углу участка. Сначала хозяева сдавали комнаты на выходные, а большую лужайку предоставляли для свадеб и пикников. Потом Висвалдис вступил в только что созданную Латвийскую ассоциацию сельского туризма. Сейчас в ней уже состоят более 300 владельцев сельских гостевых домов, расположенных во всех регионах Латвии. За услуги хозяева отчисляют ассоциации 20% от дохода. Обычно около половины клиентов гостевых домов – иностранцы. К помощи ассоциации обращаются туристические фирмы, зарубежные и отечественные путешественники.
В наиболее выигрышном положении оказались хозяева хуторов на берегу моря, озера, речки, а также в других красивых местах вблизи главных автомобильных дорог. Редко кто едет в глушь по разбитым грунтовкам при полном отсутствии дорожных указателей. Мягкий климат и давние традиции садоводства привлекают в страну в основном тех иностранцев, которые предпочитают садовый, сельский и экологический туризм. Они любят рыбачить, работать на огороде и в теплице, ухаживать за домашними животными, кататься на велосипедах, совершать пешие и морские прогулки, устраивать пикники и праздники. И сейчас конкуренция в этой сфере бизнеса уже достаточно острая, поэтому очень важно иметь то, чем можно заманить к себе постояльцев. В этом смысле у семьи Вецвагари есть свои беспроигрышные козыри: близко расположенный пляж и стильно обустроенная территория, на которой представлена одна из крупнейших коллекций мельничных жерновов.
Музей под открытым небом
О мельничных камнях хозяин коллекции знает буквально все, и говорить на эту тему может часами. Он не только профессиональный гид, но еще и журналист, поэт, художник. Итак, жернова. Это каменные круги, использующиеся в водяных и ветряных мельницах для перетирания зерен в муку. Чаще всего для изготовления жерновов брали камни твердой породы – кварцит, песчаник, гранит. Место, где из скалы «ломали» мельничные камни, называли жерноломней. На мельницах жернова использовались парно. Нижний (или постав) устанавливали стационарно, а верхний (или бегун) был подвижным, он вращался под действием энергии ветра или воды. Нижний жернов всегда тяжелее и тверже верхнего.
На рабочих поверхностях жерновов насекались бороздки, острые кромки которых быстро раскалывали зерна на мелкие частицы. От борозд, расширяясь, отходили более мелкие желобки, называемые оперением. Борозды и плоские поверхности распределялись по поверхности жернова в виде повторяющихся рисунков, называемых гармошкой. У типичного мукомольного жернова обычно было шесть, восемь или десять таких гармошек. Верхний жернов часто оковывали шиной, чтобы он дольше служил.
Хозяин уже точно и не помнит, когда на хуторе появился первый экземпляр его коллекции. С тех пор поиски жерновов превратились для него в страстное увлечение. Члены семьи сначала не разделяли его хобби, но потом смирились. Тем более что для круглых камней нашлось отличное применение как в хозяйстве, так и в дизайне сада. Например, оригинальная каменная столешница и табуреты собирают по вечерам туристов и гостей на площадке для барбекю. Одни жернова как скульптуры установлены на металлических подставках, другие – уложены на больших деревянных санях, третьи – украшают красивыми волнами холмистые участки территории. А еще эти круглые камни служат основанием для водяной колонки и фонтана. Некоторые оригинальные идеи использования жерновов в дизайне сада Висвалдис почерпнул из книг, другие – придумал сам. Сейчас многочисленные друзья и знакомые помогают хозяину разыскивать и доставлять экспонаты для коллекции из разных мест Латвии.
Стиль во всем
За 30 лет возмужали посаженные когда-то деревья и кустарники. В них стали гнездиться самые разнообразные птицы. Привлеченные зеленью и прудовой водой в саду появились разнообразные мелкие зверушки. Жизнь в саду, как говорится, бьет ключом. В большой остекленной теплице (10×5 м) обильно плодоносят томаты, огурцы, перцы и баклажаны, на огороде радуют своими размерами и высоким качеством корнеплоды и зелень. На кустах вызревают вкусные и полезные ягоды, а в огромных компостных коробах – отличное удобрение.
Вся планировка и садовый дизайн на хуторе – это дело рук его хозяина. Сейчас масштаб замысла и точность его воплощения производят сильное впечатление на гостей. Кроме жерновов в саду много и других камней: главная дорога и второстепенные дорожки вымощены булыжниками с гравием, крутые берега пруда укреплены валунами, возведены декоративные стенки и даже разбиты каменные клумбы, которые обычно украшены цветами в контейнерах. Есть на хуторе и другие предметы старинного крестьянского быта – сани, повозки, рыболовные и корабельные снасти, деревянные колеса, посуда, ключи и др. По территории расставлены декоративные светильники, качели, удобные скамейки, мостики и др. Весь садовый декор поражает своей лаконичностью и одновременно выразительностью. Кстати, теперь на хуторе кроме хозяйского еще четыре дома и к каждому ведет своя дорожка. Все постройки изолированы друг от друга и отделаны на свой лад. Все очень стильно и даже как-то богемно. Неподготовленного посетителя такое оформление буквально ошеломляет.