Попробуем состарить балки перекрытий из стандартного хвойного бруса (150×150 или 150×200). Такой приём называется «браширование» (от английского слова «brush» – «щётка»). Специальными проволочными щётками выбираются мягкие волокна древесины – и на ней сразу же проступает рельефная структура с волнообразными разводами годовых колец и сучками.
Если выпуклые части покрасить одним цветом, а впуклости другим, тогда рельеф заиграет ещё отчётливее. Это уже будет называться «патина». Перед тем как приступить к брашированию с помощью обдирочных насадок на болгарку или дрель, слегка подстарим ровненькую балку топором.
Сделаем неглубокие зарубки по трём боковым плоскостям (кроме верхней плоскости, на которой будет лежать потолок) и сгладим прямые углы. Наша задача – создать видимость, будто балка не распущена на станке, а тёсана топором плотника вручную. Пусть некоторые зарубки, надпилы, задиры и выглядят грубовато – ничего страшного, дальнейшее браширование их сгладит.
Очень важно выполнять весь комплекс работ в защитных очках и плотной одежде, поскольку отлетающие при работе и обламывающиеся острые куски проволоки могут впиться в кожу и повредить глаза!
А вот теперь можно взять в руки болгарку с обдирочной проволочной насадкой, которая используется для устранения краски, лаковых покрытий или ржавчины. Сначала поставим самую грубую – с толстой проволокой. Подойдут насадки с проволочными пучками закрученными, как короткие кусочки троса. В процессе работы они всё равно расплетутся на концах. Этим инструментом мы проводим первую, грубую, обработку. Далее проходим по балке круглой металлической щёткой из более тонкой проволоки. Такие насадки на болгарку или дрель называются «корщётки» и применяются в основном для удаления коррозии (ржавчины). Финишную обработку можно уже произвести вручную подходящей наждачной бумагой.
Когда механическая обработка балки завершена, можно приступить к тонировке или покраске. Тут уж на вкус и цвет товарища нет, но рекомендую выбрать такую краску (или пинотекс), которую можно наносить минимально тонким слоем полусухой кистью (или даже втирать тряпкой). Тогда можно в силу творческого энтузиазма играть с проступающей текстурой дерева.