В нынешнем году фестиваль проходил под девизом «Движение в саду». Тех, кто в этот раз не сумел побывать в «Сокольниках», мы хотим познакомить с двумя конкурсными проектами — «На гребне волны» и «Метаморфозы дерева в саду». Лучше всего о них расскажут сами создатели.
Вещий сон
Гран-при фестиваля — «На гребне волны» (Сергей и Ирина Токаревы, Светлана Шепелевич).
Простой деревянный помост, напоминающий мостки над водой. Несимметричная пергола, очертания которой повторяют силуэт набегающей волны. Струи, падающие из её опор в неглубокий водоём. Светлая, точно обкатанная морем галька. И растительная композиция — словно пена, оставленная на берегу морским прибоем.
Мы беседуем с Сергеем и Ириной Токаревыми.
Мария Юрасова, «АиФ. На даче»: — Как возникла сама идея вашего конкурсного проекта?
С. Т.: — Идея пришла ко мне во сне (смеётся). Я вернулся с ранней утренней тренировки, лёг немного поспать и, проснувшись, буквально за час нарисовал всю эту конструкцию. А потом мы дорабатывали её уже вместе с девочками. Сначала этот сад выиграл на творческом конкурсе проектов, который проводился ещё зимой, благодаря чему нам выделили спонсорскую помощь на его реализацию в рамках фестиваля. Мы воплотили его в жизнь и опять выиграли.
— Вам нравится работать с водой?
С. Т.: — Темой фестиваля было движение в саду. Изначально наша идея заключалась в том, чтобы передать движение за счёт перголы, имитирующей волну. А потом как-то сама собой пришла мысль о том, что стоит дополнить её струящейся водой, которая сделает композицию ещё более динамичной. Потому что вода — это, конечно, жизнь, движение.
— У вас очень лаконичная, но при этом эффектная растительная композиция, в которой использовано всего несколько видов. Расскажите о ней подробнее.
С. Т.: — Растительная композиция здесь играет роль эдакой пены морской. Это Ира и Света постарались.
И. Т.: — Здесь использованы устойчивые виды — так называемые растения «новой волны». Это стилистическое направление, основоположником которого стал знаменитый голландский дизайнер Пит Удольф. Синий цвет нам задаёт сортовой котовник Фассена. У его цветков более насыщенный оттенок, чем у видовых растений. Вместе с ним высажены злаки: овсяница сизая, бриза, или трясунка, келерия сизая, вейник, щучка дернистая сортовая. Самое высокое растение в композиции — это фалярис тростниковый. Мы специально искали виды, которые колосятся пораньше, — ведь для большинства злаков пик декоративности приходится на август — сентябрь. Но овсяница, щучка, вейник и фалярис уже сейчас дают нам колоски, которые очень красиво колышутся, создавая движение, иллюзию морского прибоя.
— На заднем плане, за перголой, у вас живая изгородь из туи. Какую роль она играет?
А ещё неожиданный эффект получился благодаря дубу. На открытой площадке тени от опор перголы создавали бы очень красивый изменчивый рисунок, что изначально и было предусмотрено в проекте. Но из-за стоящего рядом огромного дерева это можно увидеть только утром. Зато сам дуб тоже создаёт игру теней, которая даёт дополнительный эффект.
В начале было семя
Золотая медаль — «Метаморфозы дерева в саду» (Анна Лозинская, Анаит Акопян).
Уютная зелёная гостиная под открытым небом, стены и мебель которой сделаны из деревянных поддонов для транспортировки.
Мы беседуем с Анаит Акопян.
— В чём смысл названия вашего проекта?
А. А: — Дерево вырастает из семени. Потом оно становится ценным ресурсом для человека — древесиной, из которой изготавливают самые разные вещи. У нас с коллегой возникла идея раскрыть тему «Движение в саду» именно таким образом, объединив в одном проекте живые растения и изделия из дерева.
— Мебель, пергола и стенка в вашем саду сконструированы из обычных деревянных поддонов — так называемых паллет. Почему вы остановились на таком необычном материале?
— Но ведь паллеты, на которых много чего транспортируется, тоже делают из древесины. Ещё весной, когда мы начали готовиться к воплощению своих идей в жизнь, именно на таких поддонах к нам пришли растения, материалы. И нам захотелось дать этим паллетам вторую жизнь, потому что они очень гармонично выглядели в саду, не казались чужеродным элементом.
Сейчас в Европе на пике популярности экодизайн — переход на натуральные материалы. Особенно в саду, где это выглядит наиболее естественно. И одна из модных тенденций — использование уже отработавших своё паллет. К сожалению, у нас эта тема ещё не очень развита, и нам хотелось показать, как красиво обустроить свой сад при помощи обычных деревянных поддонов. Ведь паллеты часто остаются после окончания стройки, и мы их, как правило, ломаем и сжигаем, а ведь их можно использовать и по-другому.
— Для растительных композиций вы выбрали очень красивое цветовое решение. Лилово‑серебристые тона хорошо сочетаются и со светлым деревом, и с зеленью. Что вас побудило остановиться именно на этой гамме?
— С одной стороны, это дань летнему периоду. Сейчас на пике декоративности шалфеи, и нам захотелось сделать свойственный им глубокий фиолетовый цвет основным, потому что он замечательно смотрится в саду — неагрессивно и даже, наверное, успокаивающе. В результате мы решили сыграть на разных оттенках лавандового и сделать в нашей гостиной под открытым небом такие островки лилового цвета.
— В ваших цветниках много дельфиниумов. Чем вас привлекло это растение?
— Нам были необходимы растения-солисты. И мы не нашли ничего лучшего, чем дельфиниумы. Мы сразу остановились на них, потому что они дают в цветнике вертикаль — эффектную, но не такую грубую, как, скажем, люпины. Дельфиниумы выглядят нежнее, и нам показалось, что это идеальный вариант для нашего проекта.
— Сейчас многие цветоводы отказываются от выращивания дельфиниумов, считая их проблемными и трудоёмкими: они требуют подвязки, подвержены заболеваниям, недолговечны. Но пример вашего цветника наверняка окажется вдохновляющим для многих.
— Я думаю, солисты имеют право на небольшие капризы. Им трудно найти замену, и выглядят они просто потрясающе. Даже в небольшом саду можно себе позволить пару растений, за которыми нужен особый уход.