Примерное время чтения: 18 минут
5250

Садовый дизайн на вашей даче

«АиФ. На даче» № 18. Убираем корнеплоды 21/09/2012
Фото: АиФ «На даче»

Вопрос о том, какой садовый стиль лучше – регулярный, с прямыми линиями и четкой геометрией или же неформальный, природный, – неизменно вызывает горячие споры. Но сегодня все больше людей, устав от жесткой структуры города, устремляются в сады и парки в надежде увидеть что-то непохожее на стриженые кустарники и деревца, высаженные по линеечке вдоль шумных магистралей.

«Ромашки» гелениума бывают разной окраски
                                                               

  «Мой основной источник вдохновения – природа, но не слепое ее копирование, а эмоциональное воздействие. Я пытаюсь создать образ природы»

  «Не делайте сад голубым и пурпурным. Сочетайте формы, а уже потом думайте, какой цвет будет уместен в этой картине»

П. Удольф

  «Растение только тогда достойно жизни, когда оно хорошо выглядит после смерти»

П. Удольф

Природный стиль каждый день приобретает новых приверженцев. Одно из его современных течений – так называемая «Новая волна». Главным идеологом этого направления по праву считается известный голландский дизайнер Пит Удольф.

Среди российских садоводов за последние несколько лет появилось немало его последователей, а за садами и отдельными цветниками в его стиле прочно закрепилось название «удольфианские». Чем же привлекли наших соотечественников идеи голландца? Его неповторимые композиции, так непохожие на традиционные клумбы и микс­бордеры, дают ощущение покоя и воли – именно того, что так созвучно порывам «загадочной русской души», что так ценно для нас, живущих на просторах необъятной страны.

На гребне «Новой волны»

На первый взгляд цветники кажутся созданными самой природой – настолько естественно и органично сочетаются в них растения. Они завораживают, и смотреть на них можно бесконечно, как на волнующееся под ветром поле, на пестрящий цветами лесной луг, на поросший травами берег реки. И так же, как созерцание природных пейзажей, это приносит покой и умиротворение.

Удивительно, но такой эффект достигается при минимуме выразительных средств. Удольф создает свои знаменитые сады, используя очень простые растения, многие из которых на каждом шагу встречаются в лесу или в поле, – злаки, многолетники, луковичные. Они выносливы и неприхотливы, хороши и во время цветения, и после него. У большинства из них есть немало сортов, позволяющих выбрать нужную цветовую гамму, поиграть тонами, рисуя собственные красочные «полотна».

Популярность «Новой волны» – не только дань моде. Во-первых, в цветниках преобладают давно известные и по большей части недорогие растения, что весьма выгодно с финансовой точки зрения. В отличие от посадок с использованием однолетников, эти композиции долговечны и не требуют ежегодных затрат денег, времени и сил. К тому же они просты в содержании. Используемые растения не нуждаются в частых подкормках, могут обходиться почти без полива. Многие из них легко возобновляются семенами и, разрастаясь, сами подавляют рост сорняков. Весь уход за посадками сводится к тому, что раз в несколько лет приходится делить некоторые чересчур разросшиеся многолетники, да время от времени удалять лишний самосев. Чтобы избежать утомительных прополок, перед закладкой цветника достаточно избавиться от многолетних корневищных сорняков, а после высадки растений замульчировать землю вокруг них. Вместо дорогостоящей измельченной коры вполне подойдет скошенная трава с газона – все равно сомкнувшиеся посадки быстро скроют от глаз поверхность почвы.

 

Челси-2012. Laurent-Perrier

Секреты мастера

                                                               
Внимание

«Звездный час» цветников в природном стиле наступает во второй половине лета, когда зацветает большинство поздних многолетников и трав. В это время в саду уже меньше пышно цветущих декоративных растений, и такая композиция становится центром внимания, сохраняя свою привлекательность и после наступления холодов.

Роскошные сорта мискантуса китайского, к сожалению, теплолюбивы и у нас могут капризничать. Большая их часть в средней полосе России не успевает процвести и нуждается в зимнем укрытии.

Мискантус сахароцветный мог бы стать для них неплохой альтернативой, но крайне агрессивен, и корни его залегают на большой глубине; поэтому высаживать его желательно отдельно от остальных растений. В этом случае он станет прекрасным фоном для всей композиции.

В Европе с ее мягкими малоснежными зимами этот принцип не вызывает никаких сомнений, а вот российские последователи Удольфа расходятся во мнениях. В районах с высоким снеговым покровом засохшие стебли, как правило, уже в декабре ломает ветром, они теряют декоративность, а затем полностью уходят под снег. А для многих садоводов, редко бывающих на своих участках в холодное время года, следовать этому принципу вообще не имеет никакого смысла.

Основополагающий принцип этого стиля, по словам самого мастера, заключается в том, что форма и силуэт растений играют гораздо более важную роль, чем цвет.

Палитра таких композиций чаще всего очень сдержанна: преобладают пастельные тона – серовато-розовый, голубовато-синий, сиреневый, лиловый, желтый, золотистый, всевозможные оттенки зеленого, серого и серебристого. Цветники не «давят» яркостью, от них исходит ощущение естественности. Кроме того, практически не используются пестролистные, пурпурно- и желтолистные растения.

Главный секрет цветников «Новой волны» – в контрасте соцветий разной формы: «зонтиков», «корзинок», «метелок», «шариков», «свечек», «ромашек». Цвет отходит на второй план. Декоративный эффект создают листва и стебли, соцветия и соплодия. Конечно, собрать непрерывно цветущие композиции из неприхотливых многолетников невозможно, но, умело сочетая контраст силуэтов, можно добиться замечательного результата и вне периода цветения.

Растения с объемными тяжелыми соцветиями для таких посадок не подходят. Основу составляют виды и сорта с не слишком крупными цветками, создающими впечатление легкости: эхинацеи, тысячелистники, астильбы и пр. Их высаживают большими группами, а иногда просто блоками прямоугольной формы.

В качестве акцентов, привлекающих внимание, используют мощные растения с эффектной листвой (бузульники, маклейи, мискантусы и др.) и с крупными соцветиями в виде зонтика или свечи (посконники, коровяки, наперстянки и др.). Их сажают по нескольку экземпляров на определенном расстоянии друг от друга – это задает композиции определенный ритм и связывает ее в единое целое, придавая посадкам упорядоченность и гармоничность.

Своеобразная визитная карточка цветников «Новой волны» – широкое использование злаков. Их линейная листва и ажурные метелки наполняют композиции воздухом и игрой полутеней. Помимо этого они смягчают переходы цвета и помогают задекорировать неприглядные места (например, скрыть отмирающую листву отцветших луковичных).

Еще одна важная особенность – растения в этих цветниках обычно не срезают после отцветания и увядания. Засохшие стебли украшают сад до весны. По мнению Удольфа, выбирать для композиций нужно такие виды, которые не теряют декоративности, закончив свой сезонный жизненный цикл. Поздней осенью и зимой они эффектно смотрятся, покрытые инеем или шапками пушистого снега.

Важную роль для природных цветников играет фон. Конечно, вид на окрестные луга, поля или перелески – это идеальный вариант, когда пейзаж кажется естественным продолжением посадок. Но кулисами также может быть живая изгородь из кустарников с некрупной листвой (боярышник, кизильник блестящий, снежноягодник и пр.) или просто большая плотная куртина высоких многолетников (новобельгийские, новоанглийские астры, мискантус сахароцветковый).

Красивее всего такие цветники смотрятся, подсвеченные косыми лучами вечернего солнца. Поэтому посадки чаще всего планируют, ориентируясь на освещение с запада или юго-запада.

 

Классический «зонтик»: соцветие дудника

Назад к природе

На заметку

Цветовая гамма композиций может быть различной, однако в течение последних лет устойчиво сохраняется мода на сочетание пурпурных, буроватых, оранжеватых, желтых и охристых оттенков с серебристыми, сизыми, сиреневыми и голубоватыми. Такие тона неплохо гармонируют с модными сейчас в садах рыжими конструкциями и объектами из ржавого металла, а также с натуральной древесиной.

За рубежом в композициях природного стиля часто используют горец свечевидный (стеблеобъемлющий). К сожалению, этот вид неустойчив в средней полосе России, нередко выпадает, а в некоторых случаях даже нуждается в укрытии на зиму, что неприемлемо для цветника малого ухода.

Сам Удольф использует только флоксы в розово-сиренево-лиловой гамме – они естественнее выглядят в цветниках природного облика.

Особая роль в природных композициях выпала зопнику клубненосному. К сожалению, это растение малоизвестно садоводам, хотя в диком виде встречается даже в Подмосковье. Его соцветия имеют уникальную форму – точно нанизанные на нитку крупные бусины. Заменить зопник в цветниках чем-либо другим невозможно – аналогов ему нет.

В последнее время во всем мире растет интерес к цветникам, оформленным с нарушением принятых правил, ломающим устоявшиеся стереотипы. В первую очередь это касается растительных композиций в природном стиле, часто немного хаотичных и «непричесанных».

Любое развитие носит спиральный характер, к тому же вопросы сохранения природного богатства сейчас вышли на гребень интереса, поэтому возврат моды на природные, «дикие» сады и садовые композиции отнюдь не случаен. Последние выставки садового дизайна в Челси и на других площадках демонстрируют смелые эксперименты по созданию цветников, где допускается почти произвольное смешение цветовых пятен и акцентов, а также якобы случайное сочетание растений по их размерам и габитусу.

Цветочное оформление садов, иногда граничащее с полным отказом от соблюдения устоявшихся канонов, становится весьма популярным. В них наряду с традиционными «культурными» цветами широко используют дикорастущие. Такие красочные, разноцветные миксбордеры, в которых угадываются характерные особенности лугового или степного разнотравья, удивительным образом улучшают расположение духа и повышают настроение.

В цветниках, обыгрывающих природную тему, можно встретить большое разнообразие растений. Флористическую основу составляют различные виды и сорта «ромашковидных» многолетников, а также кровохлебки и синеголовники, молочаи и флоксы, гвоздики и очитники, астранции и водосборы.

Популярны пряные травы, которые к тому же исключительно декоративны: ароматные мяты, шалфеи, монарды, душицы, образующие пышные куртины котовники, многоколосники, или агастахе. Для создания светлых мазков в цветниках незаменимы разные виды серебристых полыней, тысячелистники и чистецы. Не обходится также и без ярких однолетников и двулетников: коровяков и наперстянок, маков и космей, васильков и чернушек.

Высотную планку задают фактурные растения: высокорослые головчатка гигантская и ревень тангутский, катран и маклейя, видовые и сортовые посконники, дербенники и вероникаструмы. Объемность и пышность композиций поддерживают вербена бонарская, гипсофилы, зонтичные и злаки.

Отмечается явная тенденция отхода от классических парадных миксбордеров с традиционными красивоцветущими многолетниками к свободным, «луговым» посадкам с участием простеньких аквилегий и гераней, астранций и колокольчиков, гравилатов и журавельников.

Большим признанием сейчас пользуются травы из семейства Зонтичные, такие как купырь лесной, сортовая морковь столовая с розовыми цветками, бутени и дудники.

Становятся обычными споры различных экспертов на цветочных выставках о допустимости такого участия «диких» трав в схемах цветников. Выражается даже тревога по поводу потери чувства стиля в современных садах, совмещения несовместимого и воцарения эклектики в цветочных посадках. За всем этим движением любопытно наблюдать, но еще интереснее в этом участвовать, создавая собственные цветники, предоставив волю своей фантазии.

Форма и содержание

Спокойную цветовую гамму не нарушает даже перстролистный дерен

Независимо от того, следуете ли вы модным тенденциям, стремитесь к саду малого ухода или просто устали от традиционных цветников и мечтаете о чем-то новом, нужно хорошо представлять себе, какими «изобразительными средствами» можно воспользоваться для достижения результата. Проще говоря, что именно понадобится для создания природного цветника.

Кстати

Из каждого правила есть исключения, например, темно-красный цвет, горячо любимый самим Удольфом. Зато яркие пятна никогда не соседствуют – например, желтый не граничит с красным,  как правило, их всегда «разбавляют» более нейтральные тона. Да и сплошных массивов вызывающей расцветки вы тоже никогда не увидите.

Сочетание классического элемента регулярного сада – аккуратно подстриженная живая изгородь – и свободно растущих многолетников-«анархистов» – тоже одна из находок Пита Удольфа, благодаря которой его работы безошибочно узнаваемы.

По классификации Пита Удольфа растения подразделяются на несколько групп по форме соцветий, и от этого зависит то, какую именно роль они будут играть в композиции.

«Зонтики»

Речь идет не только о растениях семейства Зонтичные – они тоже входят в эту группу, но главное здесь форма соцветия с точки зрения дизайнера, а не ботаника.

Самый простой пример – это метельчатые флоксы, которые есть почти в каждом российском саду. Они идеально вписываются в цветники и прекрасно сочетаются со многими другими растениями. Хорошо известные нашим садоводам сортовые тысячелистники и высокорослые очитки в данном случае тоже являются «классикой жанра». Из «дикоросов» прекрасно подойдет широко распространенная пижма – такой вариант вообще не потребует никаких затрат. Можно назвать также молочаи, бедренец, бутень.

Более высокие и эффектные растения – это в первую очередь посконники. Не менее важная роль отводится дудникам, которые встречаются в нашей стране повсеместно – в детстве, наверное, каждый делал из их полых стеблей трубочки для стрельбы. В природных цветниках дудники используют в качестве акцента. Остальные растения-«зонтики» сажают не по одному экземпляру, а большими куртинами – так они создают ощущение простора.

«Свечи»

Характерный для этой группы вид соцветия имеют наперстянки и шалфеи, а также лиатрис. В наших садах они встречаются часто. Вероники и роскошные, величественные вероникаструмы, во время цветения напоминающие канделябры на десяток свечей, у нас известны несколько меньше, но в последнее время тоже завоевывают популярность. Зато российские садоводы хорошо знакомы с видами и сортами бузульников, имеющих высокие цветоносы. Сюда же относятся чистец шерстистый, лобелия синяя, некоторые виды полыни и др.

Из дикорастущих растений можно выделить дербенник и коровяк. Последний многие считают сорняком, но в композициях он незаменим в качестве вертикального акцента.

Остальные растения, как и в случае с «зонтиками», желательно высаживать большими группами.

«Ромашки»

Тут пояснения, пожалуй, не требуются. В эту группу входят эхинацеи, рудбекии, хризантемы, гелениумы, дороникум, монарды, многолетние астры – новобельгийские, новоанглийские и кустарниковые, а также ряд других, менее распространенных в садах растений: телекия прекрасная, девясил, пупавка красильная и др. Все они прекрасно подчеркивают колосовидную форму «свечей», а также хорошо смотрятся с ажурными метелками злаков. Их также высаживают блоками.

Метелки молинии создают прозрачную завесу

«Кисти»

Соцветия такой формы характерны для видов и сортов астильбы простолистной и Тунберга. У наших садоводов они неизменно входят в число фаворитов. К этой же группе относятся волжанка и маклейя, некоторые василистники. Высокорослый горец изменчивый с огромными белыми метелками цветов идеально подходит для климата средней полосы России и зимует без укрытия.

Без малейших затрат обойдется использование таких широко распространенных отечественных видов, как лабазник и золотарник, которые достаточно выкопать и перенести в свой сад. Благодаря разрастанию последнего рисунок цветника будет ежегодно меняться.

Все эти растения хорошо выглядят в массе, создают плавные переходы и смягчают границы между отдельными частями композиции.

«Шары» и «пуговки»

В первую очередь – это, конечно, разнообразные декоративные луки. Из достаточно распространенных садовых видов сюда же относятся астранции и синеголовники. Безусловной «классикой» являются мордовники, часто встречающиеся во многих районах нашей страны. Их можно легко вырастить из семян, собранных в природе. Даже чертополох в природном цветнике сумеет показать себя с лучшей стороны.

Малоизвестные нашим садоводам, но необыкновенно эффектные растения, входящие в эту группу, – кровохлебки. Их небольшие соцветия, покачивающиеся на длинных тонких цветоносах даже от малейшего дуновения, придают композиции движение, делают ее динамичной, естественной.

Все «пуговки» и «шары» мягко подчеркивают контуры посадок и хорошо выглядят небольшими группами на фоне других растений.

Злаки в природном цветнике

Растения-«экраны»

Эта группа объединяет большинство используемых в цветниках «Новой волны» злаков.

Их легкие, подсвеченные солнцем метелки и колосья образуют прозрачные завесы, сквозь которые зыбко проступают контуры других растений.

В композициях чаще всего используют луговик дернистый (щучку), вейник остроцветковый, молинии, двукисточник тростниковый (фалярис), мискантусы, колосняк песчаный, просо прутьевидное, спартину, ячмень гривастый и многие другие.

Злаки привносят в композиции ощущение легкости и загадочности, подчеркивают форму и окраску соцветий других растений.

Эта классификация очень проста. Хорошо представляя себе хотя бы одно растение из каждой группы, подобрать похожие можно безо всякого труда. И, когда в вашем саду заколышется под ветром море трав, переплетутся стебли многолетников и вступят в спор такие разные по форме соцветия, вы вдруг поймете, что вокруг что-то неуловимо изменилось, и, возможно, почувствуете себя легче и свободнее.

Материал подготовили Марина Бакулина,  Андрей Лысиков, Мария Юрасова

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах