aif.ru counter
392

Камни-скульптуры

«АиФ. На даче» № 13. В каждом номере разыгрываются три денежных приза по 500 рублей среди читателей 08/07/2011

Известно, что растения так или иначе любит любой человек, а вот владельцы садов и садовые дизайнеры обычно еще и очень неравнодушны к камням. Отдельно стоящие камни-скульптуры и группы камней в композициях – такие же малые архитектурные формы, как и мостики, беседки, перголы, скамейки, светильники и др. Ведь под определение «малые архитектурные формы» попадают все неживые художественно осмысленные элементы садового дизайна.

Под бархатными занавесями листвы…

Многие композиции с камнями по смыслу близки к театральным декорациям. В тенистых уголках сада, где мерцает процеженный сквозь густую листву свет, на своем месте чаще всего оказываются камни размытой формы и покрытые буро-серыми и ржавыми пятнами мхов и лишайников. При видимой простоте этих природных форм порой даже бывает трудно оценить художественность таких композиций. Ведь лесистый уголок сада с камнями выглядит естественно и непритязательно. На самом деле садовый дизайнер сознательно затушевал следы своей работы: место для каждого камня им было тщательно продумано, окружающие кусты аккуратно подстрижены, а высаженные теневыносливые многолетники не только рассчитаны по высоте, но и по цвету и форме листьев. А в результате нам кажется, что эта композиция – просто творение природы. Среди профессионалов именно такая работа с камнем обычно вызывает самые высокие оценки.

В лес по грибы? Нет, по камни!

Найти камень с присущим только ему одному «лицом» – дело непростое. Увидеть такой камень можно лишь с определенной точки. Поэтому поиск камней-скульптур дело не менее увлекательное и азартное, чем собирать грибы или ловить рыбу. Когда находишь выразительный экземпляр, радуешься не меньше.

Камни-скульптуры и камни в композициях особенно часто встречаются в частных садах стран Балтии, Ленинградской области и Карелии, на Урале. В средней полосе России возможности такой творческой работы с камнем сильно ограничены. Из окатышей, булыжников и валунов очень трудно сделать выразительные композиции. Правда, на строительных рынках можно приобрести необычные экземпляры, но они дороги и сами, и их доставка. А вот если вблизи участка располагается карьер, тогда разжиться красивыми камнями не проблема. На полях, обочинах дорог, берегах рек, в лесу и оврагах интересные камни тоже встречаются, но довольно редко.

Работы великого скульптора

Другое дело камни-скульптуры, напоминающие человека, животных или окружающие нас предметы. К камням-скульптурам обычно относят и экземпляры необычной формы, окраски или с красивым рисунком вкраплений, контрастным основному цвету камня. Часто такие объекты устанавливают на фундаменте в виде плитки или бетонной заливки, на постаменте. Они представляют некую художественную ценность, и их скульптор широко всем известен – это сама природа. Такой оживший камень обычно размещают на газоне или гравийной засыпке. На ровном фоне рассмотреть задумку художника гораздо проще, чем среди буйной растительности. Однако для правильного восприятия образа, который заложила в этот материал природа, также как и в композициях из камней, важно учитывать положение такой скульптуры относительно точки или линии обзора (дорожка, веранда, скамейка).

Солнечные солисты

На открытых солнечных местах в саду хорошо смотрятся грубые четко очерченные и достаточно крупные камни. Их обычно вписывают в цветники и размещают на гравийной засыпке рядом с карликовыми формами хвойных. Некоторые композиции «работают» только при одностороннем осмотре, другими можно любоваться со всех сторон. Казалось бы, камни и растения, что может быть более обыденного? Но в композиции они видятся по-особенному, простота камней подчеркивается и обыгрывается.

Дайте время переселенцам

Переселив достойные объекты в сад, не торопитесь с установкой, дайте им время обжиться в саду, а сами постарайтесь как следует их изучить. При этом очень важно угадать, нужно ли ставить камень во весь рост или следует уложить его «главной» стороной к зрителям, какие формы подходят к нему в компанию. При создании композиции положение для каждого элемента удается найти не сразу, а работа по установке камней требует усилий.

Небольшой камень (30×40 см), как правило, весит более 10 кг, средних размеров булыжник потянет около 200 кг. А крупные экземпляры (высотой около 1 м) без крана с места и не сдвинуть: они весят больше тонны. Без привлечения техники объекты композиции можно передвигать по участку волоком, с помощью тележки, лома, треноги, лебедки.

Работа над композицией идет, пока не создастся впечатление, будто камни в этом уголке сада лежали на своих местах всю свою жизнь.

Надеюсь, что после прочтения этой статьи некоторые садоводы переосмыслят свое отношение к камням. Видеть в них лишь строительный материал – все равно что разводить на участке розы для приготовления варенья, отвара и настойки из лепестков…

Наша справка

В Японии выбором и расстановкой камней в садах занимаются самые опытные садовники. В Стране восходящего солнца есть даже специальная наука, как правильно отбирать камни и делать из них композиции.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы