Театр «Современник» — явление в чем-то уникальное. Он был основан группой единомышленников в конце 1950-х, быстро заработал себе имя — его спектакли шли с аншлагом, вызывали восхищение и споры, не оставляя зрителей равнодушными. К тому же в театре существовала определенная преемственность — после Олега Ефремова, который возглавлял «Современник» с самого основания, художественным руководителем стала Галина Волчек. Она заняла этот пост в 1972-м, была выбрана коллективом и сменила художественный совет, управлявший театром с момента ухода Ефремова.
Гармаш уходит
Народный артист России Сергей Гармаш служил в «Современнике» с 1984 года — после окончания Школы-студии МХАТ — и был одним из ведущих артистов труппы. По данным сайта театра, Гармаш был занят сразу в нескольких постановках — например, играл Лопахина в «Вишневом саде», Фамусова в «Горе от ума». Но на первой послекарантинной встрече актеров и сотрудников «Современника» Сергей Гармаш заявил о своем уходе из театра.
Встреча проходила в закрытом режиме, но подобные новости быстро попали в прессу. А позже ректор ГИТИС Григорий Заславский опубликовал на своей странице в Facebook текст открытого письма Сергея Гармаша, в котором тот объясняет причины своего поступка.
«Мне тяжело далось решение уйти из театра, — пишет актер. — Я прожил здесь счастливых 36 лет. Это мой дом, оставлять который для меня тяжело и больно. Но, осознав и увидев то, куда направлен вектор развития театра, я понял, что должен это сделать».
Гармаш указывает, что пытался «развернуть движение этого вектора» и «достучаться до властей в разных кабинетах». Свой уход он связывает с деятельностью нового худрука «Современника».
«Эти полгода показали, сколь катастрофичным было решение о назначении Виктора Рыжакова. Катастрофичным для будущего театра», — уточняет Гармаш.
Он указал на просчеты руководителя театра — разрушение кабинета Галины Волчек и выпуск проекта «Диалоги „Современника“. Война и мир», приуроченные к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
«Часть высказываний, прозвучавших внутри них, я иначе как кощунством, провокацией и даже преступлением назвать не могу», — сетует Гармаш.
Кроме того, актер отметил, что в театре «идет расправа над людьми», с репертуара снимаются успешные и конкурентоспособные спектакли, а вместо них выпускаются студенческие постановки.
«Для себя я принял решение, что дальше принимать в этом участие не могу. Выходить на сцену в своих спектаклях, играть их как ни в чем не бывало и при этом видеть, как рушится дом, уничтожается великое дело, выше моих сил. Я ухожу. Чувствуя ответственность перед зрителем, доиграю объявленные в сентябре спектакли и ухожу. Не могу поступить иначе, потому что помню все, что сказал у гроба Волчек. И если не могу это подтвердить и осуществить, я ухожу», — заключил Гармаш.
Всё совсем не так
Увольнение Сергея Гармаша вызвало, пожалуй, больше непонимания, чем сочувствия. Коллеги актера по труппе «Современника» назвали его очень важным для театра человеком и выразили сожаление, что он уходит.
«Это трагедия для меня и катастрофа для театра. Это шок», — сказал в беседе с РБК актер Александр Хованский.
Но еще одна ведущая актриса «Современника», народная артистка России Чулпан Хаматова, никакой катастрофы в уходе Гармаша не увидела, посчитав его поступок следствием несогласия одного художника с другим.
«У Рыжакова не было возможности себя показать. Не успели с ним познакомиться, как театр закрыли на карантин. Это выбор Сергея Гармаша. У нас у всех разные эстетические взгляды на то, каким должен быть театр, какие должны быть высказывания», — приводит РБК слова Хаматовой.
Она добавила, что Гармаш — блистательный актер, которого рада будет видеть в своем составе любая труппа.
«Человек повел себя честно: он не хочет двигаться в том направлении, которое открывает Рыжаков», — сказала Хаматова.
«Мне кажется, такой драматически выстроенный уход оскорбленного Сергея Леонидовича Гармаша со сбора труппы больше связан с его личными амбициями и неоправданными ожиданиями, чем с творческими декларациями», — предположила актриса театра, народная артистка РСФСР Марина Неелова.
А зампред комитета Госдумы по культуре Олег Лавров вообще считает, что Сергей Гармаш вернется в «Современник», когда утихнут эмоции.
«Я думаю, здравый смысл возобладает, и они найдут общий язык. Я так понимаю, была чисто мужская ссора... Артисты — они люди эмоциональные. Это пройдет, потому что все-таки „Современник“ для Гармаша — это колыбель, это его родина», — сказал Лавров в беседе с РИА «Новости».
Сейчас на сайте «Современника» анонсированы спектакли на сентябрь. Среди них несколько с участием Сергея Гармаша — «Папа» в постановке Евгения Арье, «Горе от ума» Римаса Туминаса, «Вишневый сад», который ставила Галина Волчек. Что будет с этими постановками дальше, пока неизвестно.