4 июля на Новой сцене Большого театра представляют мировую премьеру балета «Буря». Хореограф-постановщик Вячеслав Самодуров в прошлом году стал свободным художником, а нынешней весной отметил 50-летие.
В какой-то момент, по признанию балетмейстера, ему захотелось стать «проектным менеджером и реализовывать проект самого себя».
«Лежал я однажды дома на диване и думал: что бы мне такого поставить? Решил сделать „Бурю“. Тут же возник вопрос: „А где?“» — примерно такими словами Самодуров описал начало творческого пути с новым спектаклем. Снова появилось желание сделать балет историей. Вот и замахнулся на последнюю пьесу Вильяма нашего Шекспира. Сам написал либретто (с чужим ему работать сложно). «Чтобы ставить, я должен это пережить, — признавался постановщик. — Идеи извне не воспринимаю».
Между прочим, ни одного балета «Буря» Самодуров целиком не видел.
Любовная тема — слишком просто?
Путь от замысла до воплощения был извилистым, спорным. То и дело в отношениях членов творческой команды разыгрывалась буря. Были слезы, непонимание, может, даже внутренние обиды, которые участникам процесса приходилось прятать подальше. Главным оставалось одно. Соавторами Вячеслава стали люди, которые могли спровоцировать его на новые мысли. Только так он подбирает соратников.
Композитор Юрий Красавин (кинозритель знает его по сериалам Сергея Урсуляка «Исаев», «Тихий Дон» и фильму Павла Лунгина «Царь»), например, признался, что хотел главной в балете сделать любовную тему. Но для Вячеслава Самодурова этот путь к зрителю слишком прост. Если не сказать: банален. Он простых дорог не ищет. Его и два такта рядом в одном размере не устраивают. Так что целый год ушел у Юрия Вильевича на «Бурю». А потом еще и оркестр (дирижер Павел Клиничев) не сразу принял музыку, которая, по признанию балетмейстера, как «локомотив, равный Шекспиру».
Немыслимое количество костюмов было создано в мастерских театра под руководством Игоря Чапурина, одного из ведущих российских дизайнеров, для которого театр стал особой любовью (единственный модельер, который удостоен чести сотрудничать с Большим). В сценических костюмах у него, словно в платьях haute couture, большой процент ручной работы, вышивки, росписи по ткани. Чапурин не оставил моду — на радость поклонникам его лекал, но пошел дальше в области дизайна, занявшись не только мебелью, интерьерами, но и целыми зданиями.
Декорации спектакля простые лишь на первый взгляд. Вроде лаконично. Но до неприличия стильно, мощно, зримо (художник-постановщик Алексей Кондратьев). Особое внимание уделено свету (Сергей Васильев). А еще в балете «Буря»... поют. Немного. Но делают это артисты хора Большого театра (хормейстер Владимир Семагин) на языке оригинала.
Странность и трагикомичность
Кораблекрушение, магия, предательство, месть, любовь, семья. Комедия и трагедия. Настоящие страсти и счастливый конец. Странность, трагикомичность, сложность тем — все это и привлекло к «Буре» «балетного интеллектуала», трехкратного обладателя «Золотой маски» и множества других наград, 10 лет работавшего в Европе, а потом 12 — в Екатеринбурге. Пересказывать пьесу смысла нет. Описывать балет — тем более. Пьесу лучше прочитать. Балет — смотреть.
«Меня не покидает ощущение, что балет обманывает сам себя, пытаясь всерьез пересказывать какой-нибудь роман. Такие балеты гораздо проще для восприятия, но они оттесняют сам танец и его возможности из центра зрительского внимания», — считает Самодуров. И это очень важно. Ждать, что сейчас на сцене расскажут, точнее, разжуют шекспировскую пьесу, не приходится. По мнению хореографа, его зритель должен учиться смотреть и понимать балет.
«Буря» Самодурова и Красавина (хореография и музыка неотделимы друг от друга) — прекрасный образец сочетания неоклассики и модерна. Но сложный даже для артистов Большого театра. Марк Чино, один из исполнителей роли Ариэля, духа воздуха на службе у Просперо, заметил, что порой ему трудно было поставить руки так, как требовал хореограф. В классическом репертуаре это происходит иначе. А тут порой — просто пляски. Резвые. Резкие. Да еще с юмором. А куда без него в комедии, хоть и сдобренной трагедией?!
В голове уже три новых проекта
Самое время сказать, что на роль законного герцога миланского и мага Просперо (персонажа сложного и противоречивого) назначены Александр Водопетов, Михаил Лобухин, Денис Савин и Семен Чудин. Его дочь Миранду будут играть в очередь Ксения Жиганшина, Ульяна Мокшева, Анастасия Сташкевич и Маргарита Шрайнер. Костюм сына короля неаполитанского Фердинанда наденут Владислав Лантратов, Даниил Потапцев, Алексей Путинцев и Дмитрий Смилевски. Ариэлем, духом воздуха, кроме Марка Чино, станут Ратмир Джумалиев и Вячеслав Лопатин. Образ невольника-дикаря Калибана создадут Игорь Горелкин, Дмитрий Дорохов, Никита Капустин, Александр Смольянинов.
И это далеко не полный список танцовщиков, участвующих в спектакле «Буря». А массовые сцены у Самодурова особенно прекрасны!
Для Вячеслава «Буря» — третий спектакль, поставленный им в Большом. До него была «Ундина» Х. Хенце в 2016-м и «Танцемания» на музыку того же Ю. Красавина три года назад.
Что дальше? Хореограф говорит, что в голове уже три новых проекта. Ну, а четвертый, может, будет снова в главном театре страны?..