В Центральном академическом театре Российской Армии прошла премьера музыкально-поэтического спектакля «Путь к Победе». Песни группы «Зверобой» и стихи современных поэтов переплелись в единое действо, которое режиссёр Влад Маленко назвал мистерией.
Мистерия рока и стихов
Не по-театральному огромный, более чем на 1500 мест зал Центрального академического театра Российской Армии заполнился весь. С первых минут действа зрители ощутили, что это будет отнюдь не обычный концерт любимой группы. Да он и назывался не концертом, а музыкально-поэтическим спектаклем.
Сцена в приглушённом свете, загромождена стойками с микрофонами, колонками, барабанами. А между всем этим музыкальным добром... оранжевые жилеты и каски дорожных рабочих.
Первым появляется не музыкант, а рабочий (артист Сергей Шолох) — кому-то машет, куда-то всматривается. И становится понятно, что здесь проходит дорога — та самая, по которой лежит путь к Победе. До конца ещё не построенная, но движение по ней уже идёт...
«Для меня было важно новую пружину — таганскую — внедрить в коллектив группы. Мне кажется, что с этого концерта начнётся новая дорога “Зверобоя”. Я бы не хотел преувеличивать свои заслуги, но надеюсь, что помог заправить топливом нового поколения эту боевую машину», — рассказал режиссёр спектакля, заслуженный деятель искусств России, руководитель Московского театра поэтов, музея Есенина и Всероссийского фестиваля «Филатов Фест» Влад Маленко.
Он понимал, что в рок-концерте надо аккуратно дозировать присутствие театра и поэзии.
«Важно не переборщить, поскольку есть свои законы у жанра. Но с другой стороны, нужно было всё-таки поженить стихию рока с жёсткими законами театра», — добавил режиссёр, который смог сделать это весьма деликатно.
Звучали стихи самого Влада, а также Елены Заславской и Романа Сорокина в авторском и актёрском исполнении. Маленко назвал действо, произошедшее в этот вечер, мистерией. Присутствующую в нём сакральность зрители ощутили довольно явственно.
Как перед экзаменом в музыкальной школе
Однако мистерический характер происходящего слегка сковывал публику. Не было вольных эмоций и безудержных подпеваний, как на обычных концертах группы. Не смутило ли это музыкантов? Совсем нет, говорят они.
«Есть в этом свой плюс, — считает Алексей Иовчев, соло-гитарист и автор известных хитов. — Публика замирает и внимательно слушает. А любому артисту приятно, когда его так внимательно слушают. Само действо получилось гораздо более широкое, яркое, глубокое. Это интереснее, чем обычный концерт».
Солист группы и автор песен Александр Носков, который любит во время концертов поговорить со зрителями и пошутить, спокойно принял новую, значительно более сдержанную роль.
«Честно говоря, мне хотелось, как всегда, поболтать между песнями, — делится он. — А потом думаю: “Как классно, актёры и поэты за меня всё рассказывают, да ещё в стихах, а я стою себе, отдыхаю”... Шучу, конечно. Это такой формат, его нужно принять. Но он более высокий и серьёзный».
«Это уже театр, — продолжает автор песен и бас-гитарист Дмитрий Сосов. — Есть уже определённая стена между тобой и зрителем. Нельзя с ним заигрывать, нельзя отвлекаться. В дело вступают театральные законы».
«Когда люди перестают двигаться и как бы замирают в креслах, у них идёт огромная внутренняя нравственная работа. Они испытывают такие эмоции, переживания и чувства в течение 3-4 минут, которые песня длится, что получается серьёзный нравственный урок», — рассказывает о своих наблюдениях за залом директор группы Виталий Лавлинский, который и был инициатором постановки музыкально-поэтического спектакля.
Новый формат заставил музыкантов изрядно поволноваться.
«Просто концерт — это уже какая-то привычка. Там, если и волнуешься, то по какому-то конкретному поводу: где-то что-то не довезли, тут что-то не включается, — объясняет Дмитрий Сосов. — А здесь просто, как в детстве. Я вспомнил, как волновался перед своим первым экзаменом в музыкальной школе».
«Волнительно, потому что это не просто сыграть обычный концерт. Здесь надо ничего не забыть, ничего не перепутать. Много технических нюансов, о существовании которых даже не догадаешься, пока не поучаствуешь, — добавляет Алексей Иовчев. — Актёры за кулисы заходят — надо выключать микрофоны, потом включать. У нас там куча гитар — они не для красоты, а для разных задач. Нужно быстро успевать: одну снял, другую надел, эту включил, ту надо не забыть выключить».
Волнение было и у Елены Заславской, на стихи которой написана не одна популярная песня группы «Зверобой» и которая неоднократно прежде выступала с ребятами.
«Я очень волновалась, сердце прямо колотилось, — призналась она. — Я знала, что это самая большая в Европе театральная сцена. Это легендарная сцена, и выступать на ней — огромная честь и огромная ответственность. Но когда почувствовала обратную связь от зала, успокоилась».
Кстати, именно выступления «Зверобоя» в Донбассе вместе с Еленой Заславской натолкнули Виталия Лавлинского на мысль сделать музыкально-поэтический спектакль.
О любви
Спектакль называется «Путь к Победе», но песня со словами «Мы закончим эту войну нашей Победой» звучит где-то в середине него. И поначалу возникает вопрос: а куда же мы в итоге придём по этой дороге, которую не достроили пока дорожные рабочие?
Вот на ней уже появляются дорожные знаки: «Мой Мариуполь», «Рубежи добра», «Русская весна»... И «Наша Победа» тоже становится одним из них.
Однако в конце звучит нежно-лиричная песня «Родина» («и это слово совсем не философское, такое слово — святое праотцовское», «и это слово не греческо-латинское, такое слово — молочно-материнское»), а затем всё завершается песней «Моя Родина возвращается», которую вместе с музыкантами, как молитву, поёт зал. И всё выстраивается. И становится понятно, что всё это действо, начавшееся с песни «Голос мой» («ты услышишь голос мой и поймёшь: живой!»), вместившее в себя, наряду с патриотическими, такие личностные песни любящих отцов, как «Благая весть» и «Дочка», а в завершение обращённое к Родине, — оно всё было о любви. И о добре.
«Мне кажется, — заметил Влад Маленко, — что у ребят из “Зверобоя” есть одно качество, которое сейчас очень редкое. Это доброта».