Московский театр кукол — один из старейших театров России: в этом году ему исполняется 90 лет. «АиФ» поговорил с художественным руководителем театра, драматургом и педагогом Борисом Голдовским, о том, что такое театр кукол, о роботах и искусственном интеллекте, а также о том, как куклы помогают сделать кино лучше.
— Борис Павлович, можете дать определение, что такое театр кукол?
— На мой взгляд, театр кукол — это вид театрального искусства, в котором используется особый и достаточно древний метафорический язык. Это искусство использует эффект «оживления неживого», ведь на сцене действуют не драматические актеры, а куклы. Впрочем, сегодня театр кукол — искусство синтетическое, и на сцене часто в равной степени присутствуют и драматическая игра актеров, и игра кукол самых разных театральных систем. Кстати, такой подход нынче используют и обычные драматические театры. Жанры у театра кукол ничем не отличаются от жанров, которые используют другие виды театров: есть комедии, трагедии, феерии, фарсы, драмы. Есть кукольные балеты, оперы, оперетты, пантомимы... Театр кукол часто воспринимают как развлечение для детей, но это абсолютное заблуждение: изначально и многие столетия это было искусство преимущественно для взрослых зрителей.
— Возможен ли обратный процесс — из детского развлечения в спектакли для взрослых?
— Да, этот процесс идет сейчас очень активно. Есть огромное количество кукольных спектаклей по произведениям Куприна, Достоевского, Шекспира, Чехова, Платонова. Только в нашем театре и только в этом году вышло три спектакля для взрослых: «Кэрролл без Алисы» по мотивам «Алисы в Стране чудес», «Умник» по повести Мари-Од Мюрай, пронзительные «Мучные младенцы» Энн Файн. Впрочем, это не совсем обратный процесс, скорее гармонизация вида искусства. Театр кукол играл и будет играть спектакли для детей всех возрастов, но одновременно много и успешно работать для взрослой аудитории. А всего в нашем театре сейчас в репертуаре тридцать три спектакля, из них восемь — для взрослых.
— На недавнем фестивале «Гефест» (III Московский международный фестиваль театров кукол проходил в октябре 2019 года в Москве — ред.) были представлены куклы-роботы. Это настоящие роботы или есть некоторое преувеличение в таком названии?
— Знаете, в театральном мире достаточно давно наметилась тенденция к использованию роботов как действующих лиц спектаклей. Я видел балет, в котором главную партию исполнял робот, видел японских «Трех сестер» А. Чехова, где роль Ирины исполнял робот. Не вижу в этом ничего революционного — в кукольном театре механические куклы, куклы-автоматы используют уже несколько столетий. Теперь у них появились «мозги»: искусственный интеллект. Но от этого они не перестали быть куклами-автоматами. Наш фестиваль как раз был посвящен использованию в театрах кукол новейших технологий: с применением искусственного разума, куклы с программным управлением. В общем, всё новое в театральной технологии, что появилось в мире. Это интересно, обогащает палитру выразительных средств театров, но не отменяет ни традиционные технологии, ни само театральное искусство в целом.
— А какие куклы более популярны у ваших зрителей?
— И дети, и взрослые — если речь идет о настоящем грамотно сделанном художественном театральном произведении — относятся к куклам на сцене как к действующим лицам, персонажам-образам спектакля. Куклы могут быть любыми: простые перчаточные куклы, куклы-марионетки, планшетные куклы, которые управляются актером открыто, куклы-автоматы или роботы, теневые куклы, используемые в театрах теней... В первую очередь важна художественная составляющая, а используемые системы театральных кукол — это выразительные средства режиссеров спектаклей, художников, артистов...
— Если кукольная система не так важна, как история, нужно ли использовать технические новинки?
— Театр в целом так или иначе впитывает в себя все новинки выразительных средств. В начале XX века, когда появился кинематограф, начались разговоры о смерти театра. Но театр вобрал в себя возможности кино и начал использовать его в своих спектаклях. Он просто обогатил свою палитру. То же самое и с роботами, и с видеоартом: это дополнительные и очень серьезные новые краски, которые позволяют раскрыть идеи драматурга и режиссера с новой стороны.
— Вы упомянули про кино, и я вспомнил, например, про фильм ужасов «Челюсти» или первые эпизоды «Звездных войн», где куклы использовались очень широко...
— Кукол в «Звездных войнах» помогал создавать выдающийся американский кукольник, создатель «Маппет-щоу» Джим Хенсон. И любопытно, что наиболее интересные и яркие персонажи в этом фильме — роботизированные куклы. Возможно, те же «Звездные войны» были бы не так популярны, если бы в них не было бы этих фантастических существ-кукол. Кукол используют и наши кинематографисты, причем издавна: вспомните, например, огромных кукол из киносказок 1950-1960-х годов.
— Какие у вас были недавние премьеры для детей и что готовите в ближайшее время?
— Недавно режиссер нашего театра Наталья Пахомова и главный художник Евгения Шахотько (обе лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска») поставили очень успешный спектакль «Слон» по рассказу А. Куприна. Этот спектакль адресован детям старше 8 лет, но на него с удовольствием ходят и взрослые. Спектакль очень интересный, завораживающе красивый, созданный в стилистике русского Серебряного века. «Слон» — наше признание в любви великолепному Санкт-Петербургу. Для детей помладше — очень милый интерактивный «Колобок» режиссера Ивана Чабанова и художника Ольги Смелянец. В нынешнем сезоне также выйдет «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина (режиссер Н. Пахомова, художник Е. Шахотько) спектакль-феерия «Волшебник страны Оз», который поставит режиссер Екатерина Образцова, внучка Сергея Владимировича Образцова. Музыку для нашего спектакля пишет замечательный композитор Александр Зацепин.
В будущем году продолжим создавать и спектакли для взрослых зрителей. Французский режиссер Франк Бертье поставит у нас «Короля Убю» по пьесе французского поэта и драматурга Альфреда Жарри. Драматург Семен Злотников недавно принес в театр свою новую глубокую пьесу «Разговоры с Богом». Ее постановка также в планах на будущее. В театре уже несколько лет успешно работает Творческая лаборатория «МТК-NEXT», в которой наши актеры могут реализовать свои театральные мечты. Думаю, что в результате этой работы в театре появится и еще несколько неожиданных талантливых экспериментальных спектаклей.