Примерное время чтения: 9 минут
4481

Взгляд назад или завсегда с народом? Почему не взлетают новогодние телешоу

Когда-то почтальон Печкин из мультфильма «Зима в Простоквашино» изрёк незыблемую новогоднюю истину: «Сейчас в наше время главное украшение стола что? Телевизор!» И спустя считанные доли секунды выдал пророчество, которое, судя по качеству нынешних новогодних телевизионных шоу, очень даже сбылось: «А он у вас паутину показывает!»

Критика новогодних телешоу, местами переходящая в откровенную ругань, стала примерно таким же обязательным явлением, как присутствие на новогоднем столе салата «Оливье», шампанского и мандаринов. С одной стороны, вроде как, и поделом — эти программы, призванные создавать и поддерживать праздничное настроение, сейчас включают для фона. То есть зритель уже не совсем зритель. Он не смотрит передачу, а в лучшем случае наблюдает за ней краем глаза, поскольку твёрдо уверен — никакого настроения эти шоу создать не способны.

Клиент всегда прав?

С другой стороны, ругань всё-таки свидетельствует о том, что этот «незритель» ещё на что-то надеется — может быть, на то, что его мнение услышат. И, надо сказать, его надежды небеспочвенны. Потому что создатели новогодних телешоу из кожи вон лезут, чтобы угодить потребителю.

Кому-то надоели «одни и те же физиономии»? Пожалуйста — на Первом канале в нынешнем новогоднем шоу запустили целую линейку самых актуальных молодых хитмейкеров. Тут и MINAEVA, хит которой «Шоколадка» собрал в сети 16 млн просмотров, и Женя Трофимов с группой «Комната культуры» — их композиция «Поезда» собрала 21 млн просмотров, и рекордсмены Niletto, Олег Майами и Лёша Свик — их совместный клип «Не вспоминай» набрал 74 млн просмотров.

Кто-то вздыхает по «старому доброму»? Ну, этим вообще грех жаловаться. Начиная с триумфа проекта «Старые песни о главном», который состоялся 30 лет назад, в 1995 году, присутствие в новогоднем телешоу хитов, проверенных временем, строго обязательно. В принципе считается хорошим тоном ориентироваться на новогодние огоньки именно что «старых добрых» времён — львиная доля всех музыкальных номеров как раз оттуда.

Кому-то хочется всего и сразу? Но ведь именно в этом стиле и выдержаны новогодние телешоу последних лет...

В итоге совершенно непонятно, почему это вдруг все старания создателей праздничных программ подвергаются такой критике. И вот вместо ожидаемого новогоднего настроения одни кисломордятся: «Опять чёрт-те что в праздник показывают!» Другие же в свою очередь раздражены: «Зритель зажрался и сам не знает, чего он хочет!»

А разгадка, в общем, проста. И к ней весьма близко подобрались те, кто в своё время запустил проект «Старые песни о главном». Другое дело, что главное было упущено. Потому что главным в стародавних новогодних огоньках был не репертуар, песни из которого очень соблазнительно надёргать, выдать в новой аранжировке и ждать рукоплесканий потребителя, которому потрафили. И не формат, который очень соблазнительно воспроизвести и ждать, что он выстрелит. И даже не звёзды, которых очень соблазнительно вывести на сцену и ждать, что всё само собой образуется.

Главные песни о новом

Не образуется. Потому что главным в тех «тёплых ламповых» передачах, создающих новогоднее настроение, был подход. И был этот подход принципиально иным. Понять его нетрудно. Надо всего лишь обратить внимание, как именно создавались те самые новогодние огоньки. И тут нас всех ожидает очень большой сюрприз.

Прежде всего, никаких «проверенных временем хитов», разумеется, за исключением классики и фольклорных номеров, там не было. Все эстрадные номера представляли собой чистый, стопроцентный свежак. Некоторые из них и писали-то специально для новогоднего огонька. Это может показаться абсурдом, но дела обстояли именно так. Вот фрагмент интервью молодой Аллы Пугачёвой — в 1976 году она стала лауреатом конкурса «Песня года», её сходу приглашают вести новогодний огонёк 1977 года, а она ещё и колеблется: «По правде говоря, это не моё призвание — говорить с экрана. Моё дело петь, но устроители передачи сказали: „Так надо“. Конечно, предстоит и петь — сразу две новые песни. Откровенно говоря, побаиваюсь. Отшлифовать бы их сперва...»

Понятно, да? Песни ещё на стадии «отшлифовать бы их сперва», но в новогоднюю ночь им нужно звучать во что бы то ни стало. Впоследствии это будет повторяться неоднократно — так, хит «Балет» был записан в 1985 году, но его выпуск слегка придержали. Сначала сняли клип специально для новогоднего огонька 1986 года, и уж потом вещь вошла в репертуар.

То же самое можно сказать и о других исполнителях. Помните заводную вещь Игоря Николаева на стихи Валерия Сауткина «Программа телепередач на завтра»? На альбоме «Мельница. Песни Игоря Николаева» она вышла только в 1987 году. А вот в новогоднем огоньке появилась первого января 1986 года. Исполнил этот новый номер с бешеным припевом «Нет-нет-нет-нет, мы хотим сегодня, нет-нет-нет-нет, мы хотим сейчас» Александр Барыкин, который именно с того момента обрёл настоящую, ураганную всесоюзную известность и стал медиаперсоной.

А суперхит Криса Кельми и Маргариты Пушкиной «Замыкая круг»? Первоначальная версия выпущена на пластинке группы «Рок-ателье» в 1987 году. Но для телепремьеры песни расстарались вовсю — собрали самых хуковых советских рок-вокалистов и придержали клип до ночи нового, 1988 года.

Звёзды разных экранов

И если бы дело касалось только музыкальных номеров... Всё наполнение новогодних телевизионных огоньков было подчинено одной идее: «Мы выдадим вам самое свежее, с пылу с жару, всё то, чем жила страна в уходящем году!» Посмотрите на главных ведущих огонька 1986 года — это актёры Александр Абдулов и Семён Фарада. Причём они не только ведут программу, но и исполняют целый ряд номеров, начиная с пантомимы и заканчивая песенкой «Уно моменто». А почему так? Да потому, что фильм «Формула любви» с их участием был впервые показан на телевидении 30 декабря 1984 года. И весь 1985 год прошёл под знаком этого фильма, этой песенки и этих актёров, что зафиксировал сначала октябрьский номер журнала «Советский экран», а уж потом — новогодний огонёк.

А кто вёл новогодний огонёк в первую ночь 1989 года? Актёр Евгений Евстигнеев. Звезда фильма «Собачье сердце», который вышел на экран в 1988 году и произвёл такое впечатление на страну, что кандидатура ведущего главной новогодней передачи определилась сама собой.

Так почему же не проделать что-то подобное сейчас? Или ушедший 2024 год был просто беден на музыкальные новинки, кино или успешные сериалы? Извините, язык не повернётся такое сказать.

Навскидку — состоялись премьеры фильмов «Холоп-2» и «Сто лет тому вперёд», а также сериалов «Комбинация» и «Последний богатырь. Наследие». Успех всероссийский — в течение всего года только и разговоров было об этих новинках. Их ждали, их обсуждали, ими гордились... Но ни Марка Эйдельштейна в паре с Дарьей Верещагиной, ни Виктора Хориняка в паре, например, с Еленой Яковлевой, ни Никиты Кологривого в паре с Анастасией Уколовой мы почему-то на новогодних огоньках не увидели. А ведь если бы они там появились, для многих зрителей это стало бы событием, и благодарность была бы соответствующей...

Так что никакого особенного секрета здесь нет. Дело лишь в том, что «угождать потребителю» — это одно, а жить вместе со своим народом общей жизнью — совсем другое.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах