В названии, написанном латиницей, обыграны известный дубайский отель Бурдж-эль-Араб в виде паруса на искусственном острове, — символ роскоши и красоты — а также слово Russia.
В первой декаде ноября в Дубае большой наплыв туристов из России: тепло, солнечно (+35) (хотя и недешево). К тому же в этом эмирате внушительная русскоязычная диаспора: около 100 тыс. Среди зрителей нам встречались «русские немцы», переехавшие в Германию из Казахстана, но оказавшиеся в Дубае по служебной необходимости, украинцы, белорусы. Все прекрасно общались и даже выпивали вместе. Одна из задач фестиваля — это хотя бы на несколько вечеров объединить людей. Чтобы они могли потанцевать под любимые песни, посмеяться над остротами Николая Баскова, выступавшего не только в качестве исполнителя, закрывавшего сборный гала-концерт, но и в роли ведущего в паре со Светланой Лободой.
«Спасибо тебе, деточка, за цветы!» — благодарил Коля девочку, подарившую ему букет внушительных размеров. «Чтобы я на твоей свадьбе пел», — пожелал скорее себе, нежели ребенку, Николай. Часть шуток Николай посвятил iPhone Х, которого у него не было до приезда в Дубай. Состоятельная дубайская публика восприняла это как просьбу, и в финале концерта одна из зрительниц вручила Николаю дорогой смартфон прямо на сцене.
«Времена нынче кризисные, — комментировал единение „Шансона“ и „Русского радио“ другой участник фестиваля Денис Клявер, — а для творчества экономический кризис — штука полезная. Люди выходят из зоны комфорта и начинают искать новые формы, объединяются в неожиданные коллаборации. И потом, сегодня жанр шансона уже не тот, что был еще 10 лет назад: кустарная, плохо записанная музыка с криминальной тематикой. Сейчас этот жанр стал крепко профессиональным. Это взрослая музыка со смыслом».
Впрочем, не всё на фестивале было столь благостным. Начался PaRUS, можно сказать, с полукриминального сюжета в аэропорту Домодедово. Чартерный рейс с артистами, музыкантами, танцорами и журналистами уже готов был подняться в воздух, и тут прозвучало объявление: «Руслан Тагиев, срочно вернитесь на пункт пограничного контроля». «Я уже к этому привык, — комментировал свое „задержание“ позже солист „Градусов“. — Это не в первый раз происходит». Самолёт был задержан почти на час из-за внешнего сходства Руслана с террористом, находящемся в международном розыске по линии Интерпола, который по нелепой случайности носит такую же фамилию. В артистическом закулисье во время гала-концерта эту историю Руслан пересказывал уже с улыбкой, разбавляя рассказ шутками и новыми деталями о том, как и где его задерживали.
Владимир Пресняков тоже делился с коллегами и журналистами своей болью. «Я тебя сейчас с трудом понимаю и очень плохо слышу, — признался мне артист. — Большую часть времени я провалялся в номере вместо того, чтобы осматривать достопримечательности Дубая или лежать на пляже. Перед поездкой сюда у нас был семейный отдых на Мальдивах (с женой, с маленьким бузиком Артемием). Мы прилетели в Москву с отдыха, и у меня не было никаких теплых вещей. Я вышел из аэропорта в шортах и майке. С какого-то хрена подумал, что в Москве должно быть так же тепло, как на Мальдивах, ну или хотя бы плюс 20. А было около ноля. Я шел долго до машины на парковке и застудил ухо: отит. А уже спустя полдня мне надо было вылетать в Дубай».
Но, несмотря на проблемы со здоровьем, в последний день фестиваля Пресняков выдал феерический сольный концерт в клубе, где каждую ночь проходили афтепати. А за два дня до этого дубайская публика с удовольствием отплясывала на сольниках «А-студио» (у группы нынешний год юбилейный: 30 лет) и Леонида Агутина. «Это была победа Агутина, — на следующий день после концерта восхищался его сольным выступлением Тимур Родригез. — Над чем победа? Над той музыкой, к которой привыкли 90% россиян. Мы все знаем Леню в основном по хитам, которые крутятся на радио. Но, только попав на концерт Агутина, ты начинаешь понимать, что он за музыкант. У Лени столько музыкантов на сцене, и каждый — высочайшего уровня!»
«Недавно мы работали вместе с Агутиным на корпоративе во Флоренции, — похвастался Александр Ревва, — Публика там была довольно избалованная. Мероприятие проходило в каком-то музее со стометровыми потолками. Чудовищная акустика, звук гуляет. Но вышел Леня — и просто порвал зал».
Владимир Полупанов, «АиФ»: Ты лучше скажи, почему у тебя туфли без шнурков? — поинтересовался я у Александра перед его выходом на фестивальную сцену.
— Потому что у меня спина больная, — ответил он, улыбаясь, как Челентано. — А эти шузы не надо шнуровать и лишний раз нагибаться. Я сначала оделся под Челентано. Но решил поменять образ. Я выглянул в зал и увидел, что часть публики тут в кроссовках и кедах. И я сейчас сделаю так, что тем, кто пришел в кроссовках и шортах, станет стыдно.
— Вы с Тимуром Родригезом представляете на фестивале юмористическое крыло, вы оба выходцы из КВН и «Камеди клаб». Вы между собой конкурируете?
— Нет, — ответил Ревва. — У Тимура своя ниша, у меня — своя. Мои — женщины 40 плюс. У Тимура — 20 минус.
У героев первого фестивального вечера, участников группы «А-студио», я поинтересовался: «Можете назвать три главные песни за тридцатилетнюю историю коллектива?»
Кети Топурия: Моя визитная карточка — «Улетаю». С этой песни началась моя работа в группе. Когда я пришла в группу, мне показали несколько песен. После паузы было сказано: «Есть еще одна». И поставили эту песню. Я сказала: «Вот с нее и начнем». Вторая — «Любовь-река». А третьей песни пока нет. Я в ожидании ее.
Владимир Миклошич (басист): Как для Кети — «Улетаю», так для нас в свое время стала песня «Джулия». Эпохальная! Она сильно изменила нашу жизнь. Можно сказать, что благодаря ей мы перебрались из Казахстана в Москву. Как у Пикассо были отличающиеся друг от друга этапы творческого пути, — голубой, розовый — так и у нас были разные периоды. И в каждом были свои яркие песни. С Батыром было записано много хороших песен, — «Художник», «Был мой сон» — которые опередили свое время, на мой взгляд. С Полиной Гриффис тоже было сделано много хороших вещей, например, «SOS», «Лотос».
Байгали Серкебаев (руководитель, композитор, клавишник): В каждом периоде у нас минимум по 3 песни. Например, «Нелюбимая», которая тоже стала мегахитом. В один период я написал «Улетаю» и «Ещё люблю». И вторая для меня гораздо важнее и сильнее. По запросам и по скачиваниям она гораздо выше, чем «Улетаю». А остальные хиты еще впереди. Мы верим в это.
Впрочем, разговоры были не только о работе, но и об отдыхе. «Я прилетел в Дубай в ночь с 29 на 30 октября, — поделился своими впечатлениями Денис Майданов. — Просто это время детских каникул. И мы с Наташей как хорошие родители решили порадовать свою дочь Владу: совместить папино выступление с детским отдыхом. Мы успели съездить на сафари. Дочь и жена визжали от восторга, катаясь по барханам на внедорожнике, им очень понравилось. А я экстрим не очень люблю. Поэтому просто молча терпел (смеется). А еще мне показалось, что местные люди здесь очень медлительные. Никуда не торопятся. Вечером решили поужинать с женой. Заказали вина. Нам принесли одно на пробу. Оно оказалось не такое, как мы любим. „Давай другое“, — попросил я официанта. Другое он принес минут через 20. И оно не понравилось. Третий вариант вина он принес еще через 30 минут, когда мы уже все доели. Я сказал: „Спасибо. Все было очень вкусно. Вина не надо“. Поднялись в гостиничный номер и выпили по бокалу вина, которое купили в магазине дьюти фри. А если говорить о фестивале, то хочется пожелать, чтобы не только в Дубае, но везде за границей, где живут наши люди, звучало больше русской музыки. Сейчас большое засилье западного материала во всем мире. И там я слышу очень мало хороших мелодий, а мелодия всегда доминировала в русских песнях. На „Русском радио“ и на „Шансоне“ все-таки звучат те песни, которые можно петь».
«А чтобы наша музыка в мире звучала чаще, — подхватил мысль Майданова Тимур Родригез, — надо делать музыку максимально самобытную. Хватит поставлять на Запад целующихся девочек. Они это уже видели в исполнении „Тату“. Долго мода на такое творчество не продержалась. Целующиеся мужчины, думаю, тоже не наш путь. На Западе все они давно уже перецеловались. Вон у актера Кевина Спейси уже 8 обвинений в домогательстве к представителям мужского пола».
По данным организаторов, фестиваль посетило более 1000 человек. Учитывая такой интерес, в планах сделать PaRUS ежегодным. Также в рамках фестиваля не только в ноябре, но и в течение всего года в Дубае будет проходить масса других культурных событий, связанных с Россией.
Завершая свое выступление, Стас Пьеха, пожалуй, выразил общее настроение мероприятия, которое вполне могло бы стать девизом фестиваля: «Спасибо, что мы в тепле, в добре и среди своих».