19 и 20 сентября на ВДНХ пройдет благотворительный рок-фестиваль «Russian Woodstock. Мир, любовь, музыка». Бывший участник группы «Интеграл», создатель группы «Индекс», в которой начинал Григорий Лепс, идеолог фестиваля Игорь Сандлер рассказал АиФ.ru о том, как отцы-основатели «Вудстока» благословили его на проведение фестиваля в России,
Владимир Полупанов, АиФ.ru: Игорь, почему, собственно, «Вудсток»? Почему в России не раскручивать свой бренд, свой фестиваль? Многим зрителям придется напоминать, что такое Вудсток. К тому же с точки зрения организации тот фестиваль 1969 года был плохо сделан. Многие музыканты рассказывали об ужасах, которые там творились: почти полмиллиона людей, которым не хватало туалетов, еды, воды, шел дождь, все стояли по колено в грязи. Были дикие пробки. Грандиозно, да. Но в чем прелесть «Вудстока», понять не могу.
Игорь Сандлер: Ты прав. Полмиллиона человек, ни еды, ни воды, дождь, грязь, Джими Хендрикс должен был выступать в субботу вечером, а вышел на сцену в понедельник в 6 утра. Дождались его выступления всего 30 тыс., которые уже спали в поле. Том Фогерти рассказывал, что, когда он с группой вышел на сцену, вся публика спала. Где-то вдали от сцены он увидел огонёк сигареты и стал петь, мысленно адресуя песни курящему человеку. Ибо он один не спал. В этом и есть загадка и магия «Вудстока». Вроде бы плохо организован, но это самый известный в мире рок- фестиваль. Ведь и до и после проходили фестивали, но именно этот собрал столько людей. Пробки растянулись на 50-70 миль, артисты не могли доехать до сцены. Опаздывали на день, на два к началу своего выступления.
Безусловно, мы никогда не повторим ту атмосферу, те песни, но у нас нет такой задачи. Своим фестивалем мы хотим сказать, что дух живой рок-музыки присутствует, он не умер. На концерте в Москве Metallica спела песню Виктора Цоя «Группа крови», тем самым протянув мостик к нашей культуре. Так и мы хотим провести мостик к американской музыкальной культуре. Я много раз говорил, что политики разъединяют людей. А музыка объединяет. У людей во всем мире одни и те же ценности: мир, любовь, музыка. Это и есть девиз нашего фестиваля. Мы против войн, агрессии, эпидемий и нагнетания гонки вооружений.
Когда я встречался с Ринго Старром, он мне сказал: «Игорь, когда у меня будет день рождения, ты можешь меня поздравить так: подними два пальца вверх (жест Виктори) и скажи: „Peace & Love“». И обними человека, который рядом с тобой». То же самое мне говорил лидер группы Grand Funk Railroad Марк Фарнер, который приезжал на открытие моего продюсерского центра 9 лет назад.
— Отцы-основатели «Вудстока» в курсе, что в России проходит такой фестиваль?
— Конечно. Расскажу предысторию. В 1970 году в возрасте 14 лет я купил свою первую рок-пластинку, это был альбом «Survival» (1971) группы Grand Funk Railroad, который я просто запилил на проигрывателе. В 1972 году, когда мне было 16, я купил тройной альбом «Вудсток». Он меня просто потряс, до сих по эта виниловая пластинка хранится у меня на студии. Потом я купил более редкий двойной альбом «Вудсток». В общем, эта музыка жила во мне с самой юности.
В прошлом году фестивалю исполнилось 50 лет. У меня была мечта отметить эту дату, но не было денег. К кому я только не обращался за помощью: к знакомым, друзьям, в банки. Никак не мог найти спонсоров. И в это же самое время вдруг выясняется, что с ноября 2018 года деньги на 50-летие «Вудстока» искал Майкл Лэнг (он, Джон Робертс, Джоэль Розенман и Арти Корнфильд — основатели «Вудстока»). В результате Лэнг нашёл 100 млн долларов, но сам фестиваль по какой-то причине отменили. И тут я нашёл деньги: помог прекрасный Альберт Джуссоев, который построил под Тулой крупный жилой комплекс, на базе которого мы провели свой фестиваль. Не в поле с туалетами-кабинками, от которых воняет, и где грязь по колено, а на площади, уложенной плиткой и вмещающей до 30 тыс. человек. У нас была громадная сцена с шикарным звуком, светом. Нашлись деньги, чтобы привезти музыкантов из разных стран.
Тогда мне удалось договориться с легендарным Барри Мелтом, который участвовал в фестивале «Вудсток» в составе группы Country Joe and the Fish и Элиотом Каном из Sha-na-na. Оба уже люди в возрасте, им летать в другие страны не очень хотелось, конечно. Но я нашел весомые аргументы, оплатил перелет бизнес-класс, гонорар, все как положено. И они приехали в Россию. Поскольку фестиваль мы проводили в течение одного дня в 200 км от Москвы, не всем было удобно добираться. Тем не менее мы положили начало «Вудстоку» в России.
Фестиваль прошёл 14 сентября, а 17-го я с друзьями улетел в Майами, где, кстати, проживает Арти Корнфильд (идеолог и один из основателей «Вудстока»). Он ведет отшельнический образ жизни. Но я приложил максимум усилий, чтобы встретиться с ним. Когда я оказался у него дома, он сказал, что я 16-й человек, который за последние 20 лет пересек порог его дома.
Мы с ним быстро нашли общий язык. Я взял у него большое интервью, подарил массу подарков, он мне — свою книгу о «Вудстоке». Подписал её так: «Моему брату Игорю с глубоким уважением и любовью к рок-н-роллу». И на камеру сказал: «Я, Арти Корнфильд, разрешаю проводить Игорю Сандлеру фестиваль „Вудсток“ в России». Подписал бумагу, которая дает такое право. Я зарегистрировал товарный знак «Вудсток-Россия». И официально могу проводить фестиваль в России.
— Устраивать фестиваль в период ограничительных мер — то еще развлечение. С какими сложностями тебе пришлось столкнуться? Как удалось пригласить зарубежных музыкантов? Ведь авиасообщения с большинством стран нет. Почему во что бы то ни стало ты решил его проводить в этом году? Можно же было перенести, как большинство фестивалей?
— Мне захотелось сделать этот фестиваль ежегодным. В марте нас всех закрыли из-за пандемии коронавируса. И летом, когда жизнь концертная стала потихоньку оживать, я снова стал бегать по инстанциям, чтобы разрешили провести «Вудсток-Россия». Да, это было невероятно сложно. Такие фестивали готовят обычно год. Организовать его за месяц-полтора просто нереально. Но мне это удалось. Спасибо Божьему провидению.
Я переговорил со своим другом, генеральным директором ВДНХ Шогуровым Сергеем. И мы решили провести такой благотворительный фестиваль и посвятить его врачам и медработникам, которые кладут свои жизни, спасая жизни других. Часть билетов мы направили в московские больницы, чтобы сотрудники медучреждений смогли прийти и бесплатно насладиться музыкой. Остальные могут попасть, предварительно зарегистрировавшись на сайте фестиваля.
Правительство Москвы запретило делать большие мероприятия с огромным скоплением людей. Но мы не нарушаем этот запрет. У нас будет рассадка через одного человека, с соблюдением социальной дистанции. В зале будет не 3 тыс. мест, а 1,5. Но лучше так, чем никак. Фестиваль пройдет в течение двух дней, 19 и 20 сентября, на двух площадках: в Зеленом театре и Доме культуры. 20 сентября будет детский формат. У нас есть потрясающие талантливые музыканты в возрасте от 6 до 16 лет, которые в косухах играют рок совсем не по-детски.
Каждый день мы разделили на три сета, первый — с 10:30 до 14:00, следующий — с 15:00 до 18:00, последний — с 19:00 до 23:00. У нас в этом году будут музыканты с Кубы, из Испании, США, Японии, Израиля, Ирландии, Польши, Болгарии и, конечно, России. Многие летят «огородами»: через Турцию, Великобританию и т. д. Но главное, что всё это легитимно. Верю, что мы разгоним и сделаем международного уровня большой рок-фестиваль.
— Что за коллективы выступят на ВДНХ и на кого ты советуешь обратить внимание?
— У нас не было в этом году бюджета на серьезных хедлайнеров. Серьезные коллективы планируют свои выступления в другой стране за несколько месяцев, а то и за год. Поэтому мы пригласили крепких музыкантов, но второго эшелона. Среди больших звезд я бы отметил Ларису Долину. Меня многие спрашивают: «Долина разве рок-певица?» На самом деле так говорят люди, которые не знают ее творчества. Она потрясающая джазовая певица. При этом она прекрасно поет рок. Она будет петь песни Led Zeppelin. Хочу открыть Долину широкой публике как потрясающую рок-вокалистку. У нее уровень Дженис Джоплин и Тины Тернер.
Также у нас выступит Никита Пресняков со своей группой, которая играет мощный гранж. Три года назад я ему помог выступить на разогреве у Aerosmith, когда группа выступала в «Олимпийском».
Не хочу идти по проторенной дорожке и делать такие же фестивали, как делают многие. Я хочу сделать свой фестиваль с упором на английский язык. Россия известна всему миру музыкой наших классиков (Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков и т. д.), но обидно, что мы на современной музыкальной карте мира находимся в самом низу, так как не подарили ни одного поп- или рок-музыканта, который был бы известен всему миру. Мой продюсерский центр занимается поиском талантов, которые заморачиваются на качественной музыке. Это музыканты, которые играют музыку, построенную не на трёх аккордах, а со сложной структурой.
Уровень рок- и поп-музыки в России меня не устраивает. Поэтому я и занимаюсь МУЗЫКОЙ. Меня интересует качество музыкального материала, а не пластиковые звуки, однотипные песенки ни о чем. Это чуждая для меня культура, я к ней не имею никакого отношения. Своим фестивалем я хочу приучить людей к хорошей музыке, показать, что в России есть достойные молодые музыканты, которые мало известны. Но они играют на очень хорошем уровне. Это такие же, как я, больные на всю голову люди (в хорошем смысле слова «больные»).
— 19 сентября на большой сцене Зелёного театра состоится рок-турнир. Выбирать победителей состязания будут Игорь Ларионов, Дмитрий Губерниев, Лариса Долина, Александр Любимов, Леонид Каневский, Никита Пресняков, Алексей Козлов, Дмитрий Дибров, Антон Беляев, Евгений Маргулис и Сергей Галанин. Что будет представлять собой рок-турнир? Как будут определять победителя?
— Это нечто вроде игры, никакого серьезного соревнования не будет. Не будет и проигравших. Все получат призы в разных номинациях: «Лучшая рок-группа», «Прорыв года» и т. д.
— Очевидно же, что лучшие времена рок-музыки позади. Почему именно этот жанр ты до сих пор так активно поддерживаешь?
— Я вырос на этой музыке, я солдат рок-н-ролла. Пусть это наивно звучит, но во мне до сих пор живет этот дух 1960-х и 1970-х, когда я рос параллельно с такими группами, как Pink Floyd, Queen, Led Zeppelin, Deep Purple, Yes, Genesis (еще можно долго перечислять). Да, безусловно, эту музыку потеснили новые форматы и стили: хип-хоп, рэп и т. д. Тем не менее, когда в Москву приезжала Metallica, зал был забит битком. U2, Depeche Mode, Thirty Seconds to Mars, AC/DC легко собирают стадионы. Эта культура не умерла, она заняла свою нишу. И это уже давным-давно классика. Как Моцарт, Бах, Бетховен. Это искренняя музыка, которая дает энергию.
Я несколько лет прожил в Англии, у меня была российско-английская рок-группа Red Rock. Так что не понаслышке знаю, что такое настоящий рок.
— Какие меры предосторожности нужно соблюдать людям, которые придут на этот фестиваль?
— Мы будем выдавать людям марлевые повязки, дезинфицировать руки и зал, измерять температуру. Главное, чтобы была хорошая погода и хорошее настроение у зрителей. А мы это настроение сделаем еще лучше.