Посмертные альбомы ушедших из жизни музыкантов появляются достаточно часто. Большинство исполнителей оставляет после себя не только готовые к выпуску синглы и альбомы, но и множество другого материала — студийные дубли, пробы каких-то новых композиций, которые не были доведены до завершения, просто записанные на магнитные ленты наброски будущих шедевров. Внезапная смерть делает такие материалы ценным архивом, и поклонники буквально требуют их выхода на доступных носителях.
Правда, иногда фанатам приходится ждать много лет, прежде чем их требования будут удовлетворены, причем, возможно, не совсем в том виде, в котором они хотели видеть творчество своего кумира.
Фредди Меркьюри и Queen — «Face It Alone»
Это один из самых свежих примеров восстановления архивных черновых записей. Песня «Face It Alone» («Встретить это в одиночестве») была записана ещё в 1988 году и должна была войти в альбом группы Queen «The Miracle». Но она не была использована, и никогда раньше не издавалась отдельно, и вообще считалась «потерянной». Сейчас песню восстановили, она звучит достаточно современно и должна войти в состав коллекционного альбома «The Miracle Collector’s Edition», выход которого запланирован в ближайшем будущем.
The Beatles — «Free as a Bird» и «Real Love»
Практически всё музыкальное наследие The Beatles было выпущено на различных носителях, часто независимо от качества. Фанатов интересовало буквально всё — от самых первых записей любительской скиффл-группы The Quarrymen до разных дублей одной и той же песни, сделанных в студии на Abbey Road при записи последнего альбома. Но в середине 1990-х, спустя 15 лет после гибели Джона Леннона, состоялось то, о чем поклонники даже не смели мечтать — были выпущены две совершенно новых песни давно распавшейся группы. Для их создания использовались музыкальные черновики Джона Леннона, а остальные битлы — Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр — дописали свои партии. Мнения по поводу «Free as a Bird» и «Real Love» разделились — кто-то сходу объявил их шедеврами, а кто-то посчитал это дурной шуткой. В 2001 году умер Харрисон, а Маккартни и Старр ничем подобным заниматься не стали.
Элвис Пресли — «If I Can Dream»
Пресли тоже может похвастаться весьма приличной посмертной дискографией. Выпускали другие версии уже известных песен, которые в своё время были отложены по неизвестным причинам, что-то типа каверов или саундтреки к фильмам, которые по тем или иным причинам не добрались до отдельного издания. Но в этом длинном списке выделяется вышедший в 2015 году альбом «If I Can Dream» — из прижизненных записей Пресли был выделен его голос, а музыку исполнил Королевский филармонический оркестр.
Майкл Джексон — «Love Never Felt So Good»
С королем поп-музыки сложилась очень любопытная ситуация. При жизни он выпустил десять студийных альбомов; последний из них — «Invincible» — вышел в 2001 году. В 2009-м Джексон скончался, оставив после себя приличные долги, и его наследники начали приводить в порядок его дела. В перечне этих дел оказались и права на некоторое количество неизданных песен. К разбору музыкальных архивов подключилась компания Sony, и уже в 2010-м вышел первый посмертный альбом, который назвали «Michael»; в 2014-м вышел следующий — «Xscape». Особого восторга пластинки не вызвали; подозревали, что на некоторых треках звучит голос не самого Майкла, а имитаторов. Правда, это не касалось сингла «Love Never Felt So Good», который вошел в трек-лист «Xscape». Демоверсию этой композиции Джексон записал ещё в 1983-м, но потом забросил эту песню; после его смерти запись восстановили, а помочь мертвому королю вызвался Джастин Тимберлейк. Этот необычный дуэт добрался до топ-10 американского чарта Billboard, что помогло Джексону установить ещё один рекорд — тоже посмертно.
«Кино» — «Атаман»
У «Кино» был опыт посмертных релизов — к моменту смерти Виктора Цоя в августе 1990 года работа над очередным альбомом не была завершена; в итоге эту пластинку доделывали музыканты группы, а выпустили в январе 1991-го под названием «Черный альбом». Но материал сохранился, и в 2012 году свет увидела песня «Атаман», записанная Цоем летом 1990-го. Ну совсем недавно был затеян масштабный проект «Кино» в Севкабеле, где живые музыканты аккомпанировали голосу Цоя, выделенному со старых пленок и отреставрированному. Впрочем, в этом проекте новых композиций представлено не было.