Примерное время чтения: 10 минут
14610

Эдгард Запашный: «Цирк «Дю Солей» – это монстр с добрым лицом»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Народные промыслы не для конвейера 23/01/2019
Директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный.
Директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный. / Александр Натрускин / РИА Новости

А чем так насолили иностранцы народному артисту России. Неужели, испугался конкуренции? Об этом мы спросили самого Запашного.

Эдгард Запашный: Сначала о том, чего я боюсь. «Братья Запашные» на сегодняшний день — самый известный цирковой бренд в нашей стране, и наша популярность только растет. Поэтому с появлением любого конкурента «братья Запашные» пострадают последними. Представим, что Рикки Мартин и Мадонна будут каждый день в России петь, но на популярности Киркорова это никак не скажется. Его зритель останется с ним. А вот другие отечественные певцы могут очень пострадать. 

Еще важно: моя позиция в отношении западного влияния не ограничивается только цирковой сферой, она распространяется прежде всего на саму страну. Я отношусь к той категории людей, которые могли много раз эмигрировать и работать в другой стране, и, может быть, в гораздо лучших условиях. Потому что я говорю на международном языке. Потому что понятен в Китае, Японии, Америке, Африке — везде-везде. Но я уехать никогда не хотел, хотя мы развивались с братом в самое трудное время. Приехали с длительных гастролей в Китае в 96-м году, 20-летними юнцами, застав самое безденежное время, но став к 2000-м узнаваемыми людьми. Путь был сложный, но мы прошли.

Цирк «Дю Солей» — это мировой монополист, «монстр с добрым лицом», эдакая цирковая благодать, которая снисходит, как они себя позиционируют, только на избранных. И я вижу, что заходят они в любую страну с твердыми и понятными им далеко идущими планами. Не только коммерческими, но, что более важно и страшно, политическими. Они пытаются внедрить в сознание свою идеологию.

Один из первых, кто меня поддержал, это Илья Авербух. Причина? Илья знает, что в 2020 году «Дю Солей» анонсировал создание ледового шоу. Потому что Авербух знает, как только они перейдут из просто цирка в ледовое, начнется отток профессионалов высочайшего уровня за рубеж. Ведь «Дю Солей» умеет предлагать, умеет создавать условия — умеет, в конце концов, переманивать. И самое главное — создавать очень трудную конкуренцию. Это как соревноваться любой новой газированной воде с «Кока-колой».

И я то же самое понимаю — как только «Дю Солей» зайдет в Россию, региональным циркам настанет конец.

— Ну, может, и хорошо. Придут профессионалы, а ненужные доморощенные цирковые объединения отомрут. Зритель только в плюсе — получит, наконец, качественное шоу по всей стране...

— Давай вернемся на несколько лет назад и посмотрим, что канадцы уже в нашей стране сделали? И самое главное — прости меня за грубость — какого черта им это позволили? Вот примеры, которые меня — как гражданина России, не как деятеля циркового искусства —категорически не устраивают. Молодой певец Дима Билан приводит нам «Евровидение» — событие мирового масштаба. Его открытие в «Олимпийском» транслируют по телевизору на весь мир. Предвкушаю, как в ходе 3-часовой трансляции мы покажем всем что-то наше, русское: красоту, душу, гостеприимство. Продвинем, в конце концов, свой товар: покажем ансамбль «Березку», хор имени Пятницкого, Александровский хор, Большой театр. Малый театр, Безрукова наконец. И что я вижу в реальности? Концерт открывает... цирк «Дю Солей». Почему? Как это позволили? Универсиада в Казани. Культурная программа. Главный хедлайнер на площади перед Казанским кремлем — цирк «Дю Солей». Правительству Татарстана тогда что, показать нечего было? Олимпийские игры в Сочи. Главный режиссер церемонии закрытия — канадский режиссер из цирка «Дю Солей». Вы что, ребята, даже это не могли отдать Михалкову? У нас что, своих режиссеров не хватает? Про нас и так шутят: чтобы русский не делал, все равно выходит автомат Калашникова. Ну так и будет продолжаться же! Я уверен, все эти факты говорят о продажности определенных наших чиновников, об отношении этих людей к российскому, к тому, что не верят в своих. Не обладают должной информацией. Уверены, есть такой цирковой Макдональдс, цирк «Дю Солей», и вкуснее их готовить никто не умеет.

Как говорила ранее в интервью директор «Дю Солей» Наталья Романова, было запланировано строительство развлекательно-учебного центра. Это категорически неприемлемо: в стране, где всегда славилась опера, балет цирк, как три главные составляющие прорыва железного занавеса, вдруг иностранцы будут менять сознание наших детей? Рассказывать им про свой канадский цирк? Вот эти составляющие позволяют мне так категорично высказываться. При этом я в начале разговора с президентом сказал: никто не против гастрольной деятельности. Но для меня постройка стационарной базы канадского цирка — это все равно, что базу НАТО построить прямо в Калининграде.

— А может, дело не в коррупции, может, там просто артисты гораздо более профессиональные, и шоу гораздо лучше?

— В год в мире проходит 20-25 цирковых фестивалей разного уровня — от очень маленьких, узкоспециализированных — фестиваль клоунов, жонглеров —до очень крупных фестивалей, таких, например, как фестиваль в китайском Джухае, фестиваль «идол» в Москве, фестиваль в Монте-Карло, который как раз проходит сейчас. Это такие цирковые чемпионаты Мира, куда приезжают артисты со своих стран, борются за свою награду. Так вот, цирк «Дю Солей» какое-то время вывозил своих артистов, потому что есть ТВ-трансляция, статьи в мировой прессе. Но потом перестал. Потому что реально результаты у их актеров были, мягко скажем, не блестящие. В конкурсе Монте-Карло я уже, честно говоря, не помню, когда цирк «Дю Солей» брал золото — это один из самых сильных фестивалей. Я шесть лет подряд на «Идол» в Москву, приглашаю артистов из Канады, делаю запрос. Не выставляют, потому что знают, что вероятность проигрыша велика. — и это говорит о том, что здесь больше имидж правильно сделанный работает, нежели он оправдывает это все.

Второе. Есть такой бородатый анекдот. Крыса спрашивает у хомяка: «Ты грызун, и я грызун — но тебя все любят: кормушечки специальные продают, колесики крутишь, а меня только травят и ловят?» А хомяк в ответ: «Правильный пиар». Так и цирк «Дю Солей» благодаря очень грамотной раскрутке стал в умах простого обывателя небожителем.

— В «Дю Солей» треть артистов — русские. Одна из лауреатов твоего «Идола» воздушная гимнастка Вероника Тесленко, например, там долго работала... Борясь с ними, не сделаешь ли ты плохо своим коллегам?

— Я тебе могу привести десятки примеров людей, которые сейчас трудятся в Большом Московском цирке, которые уже работали в «Дю Солее», или получали приглашение туда. И это нормально. Рыба плавает там, где глубоко, и я никогда не относился с аллергией к тем людям, которые работают в цирке «Дю Солей». Раздражает другое. Благодаря лазейкам в нашем законодательстве, они не имеют ни одного контракта ни с одной российской цирковой компанией. Они всегда перед артистами ставят условие —увольняйтесь. И я об этом президенту тоже говорил. Получается, мы на протяжении многих лет готовим кадры: сначала это люди заканчивают цирковое училище, 4 года их государство кормит-поит. Затем приходят в цирк: режиссеры, хореографы, балетмейстеры, композиторы вкладывают в них душу. Они становятся профи, и с поставленным им прекрасным номером уезжают работать за границу.

Я не сторонник того, чтобы артисту перекрыть кислород, должно быть как в спорте: у меня есть контракт с артистом, «Дю Солей» им заинтересовался, я говорю — нет проблем. С вас столько-то тысяч долларов, и забирайте. В футболе же так? А почему в цирке, опере, балете иначе?

— Тогда вместо наших начнут более дешевую рабочую силу приглашать...

— Не согласен! Наши артисты славятся в мире высоким качеством, и серьезным отношением к работе. Конечно, можно взять артистов из Монголии за 3 копейки, но цирк «Дю Солей» держит свой имидж и будет готов раскошелиться за хороший товар.

— У «Дю Солея», позиционирующего себя современным цирком, нет номеров с животными. А ты — дрессировщик. Не надоело животин «мучить»?

— Цинизм заключается вот в чем: цирк не является местом издевательства над животными. И если ты хочешь действительно освободить животных и создать им какие-то другие условия, которые сам себе придумал в голове, прежде всего надо сделать этот мир вегетарианским. Но я не вижу зоозащитников около ресторанов быстрого питания. Или салонов дорогих автомобилей. Почему? Потому что компании, которые вы только что перечислили, обладают многомиллиардными бюджетами. Любую зоозащитную организацию они просто выпотрошат — в судах, покупая их, дискредитируя.

Все ругают цирк, а что же домашние животные? Ведь любое из них, обладающее интеллектом — лошадь, собака, кошка, корова в деревне — все равно дрессированное. Собаке нельзя кусать хозяина, требуют, чтобы она ела и спало в определенном месте, терпело с опорожнением кишечника до прогулки. И чем тогда домашний дрессировщик отличается от меня? К сожалению, в цирковой среде происходит ряд случаев действительно негативного характера, которые позволяют подогревать складывающийся имидж. Ну а в какой профессии не бывает уродов? И полицейские беспределят, и медики диабетикам колют глюкозу, а пожарные обворовывают дома, которые тушат. Ну всякого мы с тобой навидались. И что, всех представителей профессии на этом основании разогнать? А если так, то вообще институт семьи надо закрывать, домашнее насилие никто не отменял. Если следовать логике зоозащитников, то надо выпустить всех домашних животных, запретить зоопарки, служебное собаководство, конный спорт, разведение коров и коз с овцами. И потянулась-потянулась эта ниточка дальше.

За последние 15 лет с планеты Земля полностью исчезло 13 видов животных. И все они дикие. Ни одного домашнего. ВВФ опубликовал новую статистику: за 50 лет численность животных на планете сократилась на 60%. И подавляющее большинство этих животных — дикие. То есть там, где человек пускает дела природы на самотек, происходит настоящий беспредел. Волки, расплодившись, пожирают домашний скот. Милые дельфины, которые так великолепно размножаются, сжирают целые виды рыб. Крысы и тараканы разносят ужасные инфекции. А что, тоже зверушки, трогать нельзя.

— Ургант в своей программе подколол тебя: мол, Запашный — стукач...

— Да, Ваня решил меня так подколоть. Но стукачи-то по-другому работают: закончилось заседание, подходишь к президенту: «Владимир Владимирович, можно вам что-то скажу?» И все то же самое, только один на один. И дальше цирк «Дю Солей» не понимает, откуда к нему отношение резко поменялось. Я же хотел, чтобы это прозвучало громко. Знаю, меня поддерживают коллеги. Причем не только цирковые. Потому что уверен, и Ла Скала была бы не против иметь здесь свой филиал. И Лувр. И хоккейная команда «Вашингтон Кэпиталс», наверное, не отказалась бы иметь свою базу в России, и учить с помощью канадских тренеров нас хоккею — почему нет? Только вопрос, а зачем это нам, как гражданам своей страны, это надо.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах