«Если вы любите и умеете петь... Если знаете, что достойны большой сцены... Если готовы к конкуренции и славе...», — вдохновляет потенциальных конкурсантов канал в своем Instagram.
На Первом канале детали будущего конкурса пока не комментируют. Более того, на сегодняшний день проект не имеет официального названия («Голос 60+» — рабочий вариант). Пока же остается лишь строить предположения: что отбор будет проведен летом этого года — одновременно с отбором на седьмой сезон взрослого «Голоса», а ведущим, возможно, выступит неизменный Дмитрий Нагиев. О том, кто может быть наставниками «Голоса 60+», говорить рано — их имена канал, скорее всего, традиционно назовет незадолго до съемок «слепых прослушиваний», то есть примерно в августе 2018-го.
Почти как спорт
Первый канал и раньше давал возможность заявить о себе тем, кто прожил долго, но бодрости духа не утратил и таланты не растерял. После успеха шоу для детей «Лучше всех» осенью 2017 года стартовал аналогичный проект «Старше всех» — тоже с Максимом Галкиным в роли ведущего и тут же оказался на первых местах в топе передач. Рейтинг программы составил 6,6% — это было больше, чем у «Голоса», «Пусть говорят» и даже непотопляемого «Времени».
В «Старше всех» допускались участники с 55 лет, но на шоу приходила, к примеру, 90-летняя путешественница, 77-летний бодибилдер, 94-летний хирург и женщина, которая в 95 лет впервые прыгнула с парашютом. Впрочем, отказываться от «шоу о молодых душой бабушках и дедушках» Первый канал не планирует.
Безусловно, пределов способностей человеческого организма никто не знает. И есть те, кому и в 90 лет по силам тягать пудовые гири или в одиночку бороздить океаны. Но голос — инструмент тонкий, и даже суперпрофессиональные оперные певцы, перешагнув определенный возрастной рубеж, считают за благо вовремя уйти на пенсию, чтобы не пустить петуха в сложной арии. Смогут ли потенциальные конкурсанты победить не столько друг друга, сколько физиологию?
«Пение — это своего рода спорт, балет внутренних органов. И у людей за шестьдесят, которые не поют профессионально, мышцы ослаблены. Конечно, в масштабах страны можно выбрать несколько человек — тех, кто до прихода на шоу год-два занимался с хорошим педагогом, следил за своим голосовым аппаратом, то у него все будет в порядке. Очень многое зависит от школы — насколько профессионально эти участники поют. Микрофон, конечно, их прикроет, но сложно сказать, что нас может ожидать в этом случае», — поделился с «АиФ» замзавкафедрой вокального искусства ГИТИС Константин Иванов.
Цена минуты славы
Народный артист России, профессор Московской консерватории имени Чайковского Анатолий Лошак придерживается иного мнения. Он напомнил, что многие профессиональные исполнители поют в зрелом возрасте и не спешат прошаться со сценой. Им помогают наработанная техника и мастерство. Великий бас Марк Осипович Рейзен в 90 лет спел арию князя Гремина в опере «Евгений Онегин» («Любви все возрасты покорны...»).
«Непрофессиональным певцам, которые в свое время не поступили в учебные заведения, сложнее в оперном репертуаре, они могут петь только какие-то простые арии, — отметил Лошак. — Но они все равно поют — потому что само звукоизвлечение доставляет удовольствие как исполнителям, так и слушателям. Так что подобный конкурс возможен. Ведь поют же участники на „Поле чудес“, поют в программе „Прощай гармонь“. Это минута славы для исполнителя. И если зрителям понравится, то почему бы и нет?».