Примерное время чтения: 6 минут
317

Владимир Полупанов: До чего мы докатимся с такой цензурой?

ТВ-ГИД № 11. Ален Делон: «Меня никому не удалось приручить» 07/11/2012

Они есть и в Европе, и на американском ТВ. Просто формы цензуры и пропаганды у нас и у них очень разнятся. Достаточно посмотреть новости на федеральных каналах, чтобы убедиться, что они «отутюжены» цензурой. Сюжеты в этих программах похожи как две капли воды, даже акценты расставлены так, будто все новости делает одна и та же бригада под копирку.

«Телекиллеры»

Когда в 90-х годах Сергей Доренко «мочил» Юрия Лужкова и Евгения Примакова в своей авторской программе на ОРТ (а это была часть пропагандистской кампании по их дискредитации), то делал это настолько прямолинейно, что получил прозвище на всю жизнь - «телекиллер». В нулевые последователи Доренко продолжили «мочить» Лужкова и его супругу, чтобы населению стали ясны мотивы отставки мэра. В сентябре 2010 года на НТВ выходит документальный фильм в нескольких частях «Дело в кепке», где об экс-градоначальнике говорилось в откровенно криминальном контексте. Готовили фильм те же самые авторы, сотрудники дирекции общественно-правового вещания НТВ, которые до этого произвели три части сериала «Крёстный батька» о президенте Белоруссии Александре Лукашенко. То, как сделаны эти фильмы, не оставляло у вдумчивого телезрителя сомнений - «батьку» и мэра мочили явно по заказу сверху. Когда пришло время вдарить по оппозиционерам, за дело взялся всё тот же проверенный отряд телекиллеров.

Сергей Удальцов. Фото www.russianlook.com

Лидеры оппозиции в «Анатомии протеста» (НТВ) предстали в образе «врагов народа» и «провокаторов». Во второй части этой документалки утверждалось, что Сергей Удальцов готовит государственный переворот. Насмотревшись НТВ, Следственный комитет завёл на оппозиционера уголовное дело.

Господдержка

Цензуре подвержены не только все новостные программы на федеральных каналах, но и авторские. Скандальная история произошла с одноимённой программой Владимира Познера на Первом канале. Когда в гостях у мэтра отечественной тележурналистики была Тина Канделаки (6 февраля 2012 г.), из беседы был удалён фрагмент, связанный с Алексеем Навальным. «Я-то его позову, - обращался Познер к Канделаки. - А как вы думаете, мне это позволят? Кремль здесь ни при чём?» Рассуждения о цензуре на ТВ, которые позволил себе Познер в прямом эфире, увидели только зрители восточной части страны. Когда программа через несколько часов вышла в эфир на европейскую часть, этот кусок был удалён. И Познера никто не предупредил об этом.

Владимир Познер. Передача «Познер». Кадр Первого канала

На днях в «Новой газете» был опубликован документ (подписанный президентом Владимиром Путиным), запрещающий сокращать бюджетные расходы на ВГТРК (куда входит несколько телеканалов, в том числе «Россия 1», «Россия  2», «Вести 24»), Russia Today и «Российскую газету». В 2013 году государство «поддержит» ВГТРК 20 млрд рублей, Russia Today получит 11 млрд 211 млн, «Российская газета» - 5 млрд. Всего на развитие государственных СМИ, согласно бюджету, планируется затратить 72 млрд 464 млн рублей. Эти деньги, как вы, наверное, догадываетесь, не дают просто так. Их придётся отрабатывать. И тут все средства хороши.

На канале «Россия 1» 16 октября показали фильм Аркадия Мамонтова «Провокаторы-3» о «кощунницах» из группы Pussy Riot. Мало того что людей с альтернативной точкой зрения в студию не пригласили, так ещё и в основу «репортажа» (так называл сам Мамонтов этот «телешедевр») были взяты кадры из фильма Алексея Пивоварова (сотрудника другого канала) и документалистов Александра Расторгуева и Павла Костомарова «Срок». Создатели, увидев, насколько вольно были перемонтированы кадры из их ленты, обвинили Мамонтова в грубом нарушении профессиональной этики. И даже грозились подать в суд. Потому как видеоматериалы «Срока» использовались «в объёме, очевидно и значительно превышающем допустимый при цитировании». «Открытый формат проекта предполагает возможность использования наших роликов в СМИ. Однако до сих пор при подобных ситуациях речь не шла о вольном перемонтаже, изменяющем смысл», - подчёркивали авторы «Срока» в блоге проекта в ЖЖ. То есть мало того что Мамонтов использовал чужой материал, так ещё и исказил его в лучших традициях советской пропаганды.

И Первый пошёл

Похожий скандал разразился на днях и был связан уже с новостной программой Первого канала. Будучи в Екатеринбурге, драматург, режиссёр и актёр Евгений Гришковец дал интервью местному интернет-порталу, где, отвечая на вопрос про оппозицию, в частности сказал: «Нет никакой оппозиции. Есть набор фриков, которые вызывают у меня недоумение. Я вижу в новостях набор довольно энергичных и очень неумных людей. Я их не отличаю друг от друга. Удальцов, Немцов, кто там ещё... Они настолько нелепые - у меня ощущение, что они находятся на госокладе. Как будто был кастинг, и их просто отобрали в оппозицию. И они все весёлые какие-то. Мне хочется спросить Диму Быкова: «Чего ты хохочешь всё время?» Потому, что так здорово понимаешь всю эту ситуацию и тебе от этого весело? Когда человек говорит о чём-то серьёзном, по поводу чего он переживает, я сразу этого человека люблю, даже если не согласен с его мнением. Или вот эти люди, которые из одного ток-шоу переходят в другое и говорят, как заведённые. Мне кажется, писателя Веллера просто заводным ключом заводят. Завели, поставили, и он начал говорить с одной интонацией про всё». Когда слышишь эту фразу целиком, то невольно соглашаешься. На Первом канале из этого интервью взяли лишь три предложения: «Нет никакой оппозиции. Есть набор фриков, которые вызывают у меня недоумение. Я вижу в новостях набор довольно энергичных и очень неумных людей». Разве это не пример той самой пропаганды? И интересно, до чего же мы докатимся, если уже сейчас так неизбирательны в средствах?

 

 
Владимир Полупанов

Журналист еженедельника

«Аргументы и Факты»

 

Оцените материал
Оставить комментарий (20)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах