Киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького является одной из старейших в России. Она создана на базе существовавшего еще до Октябрьской революции киноателье «Русь», в середине 1930-х была переориентирована на выпуск фильмов для детей, а в 1947 году получила нынешнее название. Здесь снимали «Аэлиту», «Молодую гвардию», «Тихий Дон», «А зори здесь тихие», «Мне двадцать лет», «Офицеров» и многие другие популярные фильмы, на киностудии работали Александр Роу, Лев Кулешов, Сергей Герасимов, Василий Шукшин, Станислав Ростоцкий, Ричард Викторов.
Но в последние годы о больших кинопроектах, которые делают на этой киностудии, почти не слышно. В павильонах на улице Эйзенштейна в Москве снимают различные телешоу, часть помещений сдана в аренду, а сама студия местами выглядит совсем заброшенной. В этом месяце в очередной раз сменилось руководство: генеральным директором была назначена Юлиана Слащёва, которую вполне можно назвать кризис-менеджером. Несколько лет назад она пришла на «Союзмультфильм», который как раз находился в процессе переезда в новое здание, тогда студия срывала сроки по различным проектам. Сейчас производство мультфильмов отлажено, а выпуск нового сериала про деревню Простоквашино произвел фурор (хотя сам он понравился далеко не всем). Видимо, такую же роль Слащёвой предстоит сыграть и на киностудии имени Горького.
Здания и павильоны
«Я не ожидала, что студия находится в таком состоянии. Единственный отремонтированный этаж — это так называемый „генеральский этаж“, где находятся кабинеты генерального директора и его зама», — рассказала журналистам Слащёва.
Все остальные помещения киностудии находятся примерно в одном состоянии: разбитые паркетные полы, висящие на стенах провода, да и сами стены производят тяжелое впечатление. Кроме того, на киностудии отсутствует собственный просмотровый зал: нет экрана для показа фильмов. Правда, не всё плохо.
«Съемочные павильоны поддерживаются в нормальном состоянии арендаторами, мы им за это благодарны и при проведении ремонтных работ будем учитывать их интересы», — сказала Слащёва.
«Здание изношено более чем наполовину, оборудования немного, а то, что есть, также очень изношено. То есть техники для кинопроизводства фактически нет», — сказал заместитель генерального директора киностудии по материально-техническому обеспечению Андрей Данилин.
По его оценкам, косметический ремонт зданий на улице Эйзенштейна обойдется примерно в 1 млрд рублей, а превращение студии Горького в современный студийный комплекс может потребовать 4 млрд рублей.
Таких денег у студии Горького нет. Основной доход складывался из аренды павильонов и помещений. А профильная деятельность приносила студии всего 4% дохода.
Производство кино
По словам Слащёвой, за прошедшие годы на киностудии Горького не было снято никаких знаковых фильмов, а все снятые получали минимальный прокат и сразу ложились в стол. Например, фильм «Подкидыш» заработал от кинопоказа всего 1 млн рублей. По мнению Слащёвой, эту картину изначально нужно было продавать для показа по телевидению.
Сейчас на студии есть незаконченные проекты, оставшиеся «в наследство». В первую очередь это фильм о Зое Космодемьянской с рабочим названием «Страсти по Зое»: картина делается более двух лет и сейчас, как говорит Слащёва, требует серьезного перемонтажа. Но она пообещала, что картина будет доведена до конца.
Есть еще и анимационный фильм «Кощей», который для киностудии Горького снимала компания «Киноатис». Он еще не сделан, и когда будет сделан, неизвестно. С производством этой картины будут разбираться совместно новые и старые руководители студии.
В планах у студии Горького — развивать документальное и научно-популярное кино и производить 20-30 фильмов в год на базе Центрнаучфильма. Есть амбициозные планы и в отношении игрового кино: планируется запускать до десяти проектов ежегодно. Как правило, это будет подростковое кино с невысоким бюджетом и, скорее всего, в партнерстве с другими компаниями.
«Мы понимаем, как настроить производство и игрового, и документального кино», — уверена Слащёва.
Коллекция советских фильмов
Права на фильмы, которые были произведены на киностудии имени Горького в советское время, сейчас ей не принадлежат, и, соответственно, дохода от них она не получает. Дело в том, что в 2010 году было принято решение о создании объединенной киноколлекции, в которую предполагалось собрать весь фильмофонд советского времени. Делалось это под будущее акционирование и приватизацию самих киностудий, но процесс в какой-то момент остановился, правда, права на фильмы уже были переданы в новую структуру. Сейчас большинством советских картин распоряжается Госфильмофонд. От участия в объединении коллекции отказался, например, «Мосфильм». Большинство же студий ведут борьбу за возврат права распоряжаться этим наследием: среди них, например, «Ленфильм». Вопрос выносился на самый высокий уровень.
«В декабре 2017 года вышло распоряжение премьер-министра, по которому права должны были вернуться к студиям. „Союзмультфильм“ и „Ленфильм“ воспользовались этим распоряжением, а студия Горького — лишь отчасти», — рассказала Слащёва. Она пообещала, что эта проблема будет в числе первоочередных для нового руководства киностудии.
«У нас есть все документы, чтобы начать управлять правами на фильмы студии Горького. Необходимо договориться с Госфильмофондом на выгодных как для нас, так и для них условиях», — заключила Слащёва.