Вопрос о том, что такое культурная элита и какое значение она имеет для жизни народа, особенно остро встает в переломные моменты истории. Происходящее сегодня, вне всяких сомнений, меняет мир вокруг. Но где и с кем сейчас культурная элита России?
«Три звезды — три светлых повести»
Намедни Максим Галкин опубликовал снимок, на котором запечатлены три представителя отечественной богемы — Алла Пугачева, Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков. «Три звезды — три светлых повести», — так подписал снимок Галкин.
Вышеприведенный триумвират, да и сам юморист, являются яркими представителями сообщества, которое в последние десятилетия находилось на культурном пьедестале России — «Главная певица страны», «Отец русского рока», «Гуру русского рока» и «Первый пародист РФ».
По крайней мере, никто из этой четверки не мог жаловаться на отсутствие внимания прессы или на пустые залы. В голове публики была закреплена мысль, что они — звезды и небожители, к которым нужно относиться с придыханием.
Чего ждешь от звезд в трудную для страны минуту? Моральной поддержки, готовности постоять за честь Родины.
Люди с чистой совестью: как Шульженко и Утесов сражались за Родину
В годы Великой Отечественной войны Шульженко поднимала бойцов в атаку «Синим платочком», Утесов выстреливал целой серией военных песен от пронзительных до залихватских, Райкин не вылезал из фронтовых бригад артистов, порой рискуя собственной жизнью. Марина Ладынина и Евгений Самойлов внушали веру в будущее военной мелодрамой «В шесть часов вечера после войны», вышедшей на экраны в 1944-м…
И у Ладыниной, и у Райкина, и у Утесова в отношениях с советской властью случались, скажем так, разные периоды. Но вот когда речь шла о схватке с фашизмом, никаких сомнений в том, где быть и как поступать, у них не было.
А если взглянуть на «великолепную четверку», назвавшую себя так самостоятельно — было ли в их творчестве хоть что-то мало-мальски духоподъемное? Не сейчас, а хоть когда-нибудь? И с удивлением окажется, что многие годы деятельность части культурной элиты представляла сеанс бесконечного самолюбования, лишенного главного — искренней любви к народу, от которого происходят все их блага и привилегии.
Вот ведь какая интересная история — расцвет благополучия Пугачевой, Макаревича, Гребенщикова пришелся на период после распада СССР. Время, когда всем было по-настоящему плохо. А богеме, «страдавшей под гнетом советского Минкульта», стало необычайно хорошо. И за пределами постсоветского пространства и кругов эмиграции фамилии «Макаревич» и «Пугачева» никому ни о чем не говорят.
Выпады Макаревича в адрес крымчан, хамские высказывания в адрес россиян начались не сегодня. А вот демарш тандема Пугачева — Галкин действительно огорчил многих соотечественников, привыкших считать Аллу Борисовну «жемчужным зерном» посреди российской «поп-субстанции».
Сейчас самопровозглашенная «Примадонна» обещает свое возвращение к 1 сентября, но возникает вопрос — а будут ли этого ждать люди?
Первый отряд: кто остался с народом?
Слово классику: «“Интеллектуальным силам”, желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережем. Это факт».
С поправкой на классовую составляющую это означает следующее — культурная элита обязана работать в интересах народа и государства, а не выступать в качестве копилки денег, обращающей доходы из бюджета и от тех людей, которые им «не угодили», в замки на родине и виллы за границей.
Сегодня очевидно, что в 2022 году от самой сытой части российского культурного бомонда страна не получила никакой помощи. Лепс, Гальцев, Петросян, Гагарина, Газманов, Стас Старовойтов — список певцов и юмористов, поддержавших российских бойцов, получился причудливым, довольно неожиданным. И практически у каждого за плечами своя личная история, заставившая сделать такой выбор. Также, как у ныне покойного Иосифа Кобзона, который не побоялся поддержать Донбасс еще в 2014-м. Уроженец этих мест, певец не понаслышке знал о том, какие беды приносит нацизм, и встал на сторону ДНР и ЛНР тогда, когда на это решались единицы.
Армия сейчас идет вперед, круша нацистские формирования на Украине. Но не менее важно то, что происходит за спинами солдат. Какие выводы будут сделаны на культурном фронте?
У израильских «сидельцев» немало связей и знакомств в высоких российских кабинетах, с помощью которых они собираются со временем вернуться. Но как это воспримут люди, которым «элита» уже продемонстрировала свое отношение?