Примерное время чтения: 8 минут
3737

«Жить на полную». Каким был звезда «Убойной силы» Александр Тютрюмов

Александр Тютрюмов.
Александр Тютрюмов. / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

7 мая в Санкт-Петербурге на 65-м году жизни скоропостижно скончался актер и продюсер Александр Тютрюмов, которого многие знали в основном как исполнителя роли подполковника Сергея Егорова из популярного детективного телесериала «Убойная сила».

Однако эту роль Александр Аркадьевич получил, уже будучи достаточно опытным, хотя и непрофессиональным актером. К моменту появления своего героя, подполковника Егорова, во втором сезоне «Убойной силы» Тютрюмов успел сняться в нескольких знаковых и культовых фильмах и сериалах.

Александр Тютрюмов в сериале «Убойная сила-6» (2005)
Александр Тютрюмов в сериале «Убойная сила-6» (2005) Фото: Кадр из сериала

На съемки попал благодаря знакомству

Его дебют как актера состоялся в 1994 г., когда продюсер сериала «Улицы разбитых фонарей» Александр Капица доверил Тютрюмову сыграть в 4-й серии первого сезона совсем маленькую роль адвоката криминального авторитета.

Именно что доверил, а не пригласил — сам Тютрюмов впоследствии признавался, что попал на съемочную площадку лишь благодаря знакомству. Его друг, Сергей Кабановский, заместитель гендиректора киностудии «Ленфильм», зная, что Тютрюмов всю жизнь мечтал «хотя бы побывать на съемках настоящего кино», вовремя замолвил словечко, и роль была получена. Впрочем, подобные случаи не были для «Улиц разбитых фонарей» редкостью — изначально сериал создавали фактически «на коленке», и, по словам Александра Аркадьевича, «там только ленивый не снялся, а уж то, что все питерские актеры задействованы — наверное, сто процентов».

Как правило, такие случайные роли остаются в биографии человека не более чем приятным воспоминанием без всяких последствий. Но в том, как вел себя в кадре Тютрюмов, было что-то особенное. И это «что-то» не осталось незамеченным. Вторично на экране он появился в том же первом сезоне сериала «Улицы разбитых фонарей», и очень скоро состоялся его дебют уже в полнометражном кино у одного из самых популярных тогда режиссеров. Александр Рогожкин, автор «Особенностей национальной охоты», суперхита 1995 г., пригласил его в свой следующий фильм — комедию «Операция с Новым Годом». А потом еще и в нашумевшую военную драму «Блокпост».

Заметил Тютрюмова и режиссер Сергей Снежкин, пригласив его на роль «нового русского» Алексея Джигурды в картину «Цветы календулы». И не прогадал — игра Тютрюмова была отмечена призами сразу на двух кинофестивалях. На выборгском фестивале «Окно в Европу» фильм удостоился Гран-при и премии за лучший актерский ансамбль, где среди прочих прозвучало и имя Тютрюмова. Но то была награда коллективная. А вот жюри фестиваля «Балтийская жемчужина» присвоило уже лично ему премию в номинации «Многообещающий дебют».

И бокс, и море, и драмкружок

А дальше имело место то, что можно назвать «переходом качества в количество». Но при этом без потери качества. Тютрюмов, не имевший профессионального актерского образования, внезапно обнаружил, что востребован и востребован неплохо. Одновременно со съемками в «Убойной силе» он получает приглашения на роль в «Копейке» Ивана Дыховичного, в дебютном фильме Филиппа Янковского «В движении» и в грандиозном проекте Владимира Бортко, который взялся за экранизацию романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Как раз в те годы о Тютрюмове начинает говорить пресса, причем тон ее максимально доброжелателен — фраза «Самый артистичный бизнесмен и самый деловой артист Петербурга» с того времени становится своего рода клише. Что, впрочем, никаких нареканий у Тютрюмова не вызывает. Действительно, он начал сниматься, занимая пост коммерческого директора российско-финского предприятия, и сумел поставить дело так, что кино и бизнес не мешали, а гармонично дополняли друг друга: «Работа мне дает хлеб, связи, ритм жизни. Не представляю, как бы я, будучи только актером, сидел и ждал приглашений или постоянно ходил на кастинги. Я люблю жить в полную силу...»

Что правда, то правда — Тютрюмов «жил в полную силу» еще в годы детства и юности. Он родился 22 апреля 1959 г. в городе Подпорожье Ленинградской области, причем статус города бывший рабочий поселок строителей Верхнесвирской ГЭС получил всего лишь за три года до того. Однако возможность «жить в полную силу» там уже была, о чем Александр Аркадьевич впоследствии вспоминал неоднократно: «Возможностей тогда было больше, все кружки были бесплатными. Я занимался и в секции бокса, и в „Клубе юных моряков“, и в музыкальной школе, и в драмкружке, и в театре... Вот в театре-то я и застрял и до сих пор продолжаю лицедействовать».

Александр Тютрюмов с дочерью Анной на церемонии закрытия международного фестиваля мотивационного кино Bridge of arts в Ростове-на-Дону.
Александр Тютрюмов с дочерью Анной на церемонии закрытия международного фестиваля мотивационного кино Bridge of arts в Ростове-на-Дону. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

Родные прошли через лагеря смерти

«Жить в полную силу» — это касалось не только театра и мечты о ролях в кино. Ленинградский индустриально-педагогический техникум, потом — высшее образование по специальности «экономист», потом — ВГИК, курс «продюсер кино и телевидения». Все это дало ему возможность стать успешным бизнесменом и человеком, финансово независимым. Именно поэтому все роли Тютрюмова в кино вполне успешны — на заведомо «проходные» он попросту не соглашался. Но то же самое можно сказать и о работе Тютрюмова в качестве кинопродюсера. Компания «АТК-Студио», где Александр Аркадьевич с 2002 г. работал генеральным продюсером, пускалась в довольно-таки рискованные проекты. Впрочем, риск касался только коммерческой стороны дела. С нравственным стержнем и отношением к жизни у Тютрюмова все было в порядке, чему свидетельством его документально-художественное кино «Весури», повествующее о финских лагерях времен Великой Отечественной войны. Его бабушка и мама, его дед и дядя — все они прошли через то, что финны тогда называли «переселенческими лагерями» и что на самом деле было настоящей фабрикой смерти. Он знал, что кассу это кино не соберет: «Частные прокатчики не хотят брать наш фильм: это не триллер, не экшен, не комедия...» И все-таки снял его, потому что понимал: «Если не будем такие фильмы делать, наши дети не узнают настоящую историю».

Независимость в суждениях он проявил и с началом СВО. Тогда многие актеры и режиссеры колебались, а то и вовсе перешли в разряд иноагентов. Кому-то очень хотелось, чтобы и звезда «Убойной силы» пополнил эту компанию — в марте прошлого года появились сообщения, что Тютрюмов, дескать, эмигрировал, спасаясь от мобилизации. Но в интервью aif.ru он опроверг эту ложь: «Что же касается слухов о моей эмиграции, я вообще не мыслю себя без России... Я готов пойти служить Родине, к специальной военной операции отношусь с пониманием и одобрением и считаю, что все правильно сделано».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах