Женщина-кошка была придумана чуть позже Бэтмена и до сих пор является одной из самых популярных героинь комиксов DC. Любопытно, что у этого персонажа нет какой-то однозначной биографии (как у того же Брюса Уэйна), и даже в разных выпусках её прошлое описывают по-разному. Ну а про кинематограф и говорить нечего — каждое воплощение Женщины-кошки на экране сопровождается фактическим созданием новой героини. Началось это ещё с 1960-х, когда выходил сериал «Бэтмен», продолжилось и позже; у неё есть даже сольный фильмы 2004 года с Холли Берри, а в трилогии Кристофера Нолана эта роль досталась Энн Хэтэуэй. Но лучшей киношной Женщиной-кошкой пока что считается Мишель Пфайффер, сыгравшая в супергеройском фильме Тима Бёртона 1992 года «Бэтмен возвращается». И вполне заслуженно.
«Бриолин», но не тот
Путь в актерскую профессию у Пфайффер был почти стандартным. Она родилась 29 апреля 1958 года в Калифорнии и росла в небольших городках этого штата; фамилия ей досталась от предков-немцев, а так в ней смешалась кровь многих мигрантов из Европы. Училась она на юриста, но в 20 лет сумела победить на конкурсе красоты своего графства, потом заняла шестое место уже на уровне штата — и решила, что юриспруденция ей не нужна. Поначалу ей удавалось пробиться только на небольшие гостевые роли в дневных сериалах, потом — как положено — талантливой актрисе начали предлагать роли побольше. Ну а совсем потом дело дошло и до главной роли.
Правда, речь шла о фильме «Бриолин 2» — что-то вроде сиквела очень удачного мюзикла с молодыми и малоизвестными Джоном Траволтой и Оливией Ньютон-Джон. Но почти буквальное повторение знакомого сюжета с новыми актерами, которые харизмой не поражали, оказалось никому не нужным, да и песни в нем звучали не сказать чтобы очень хорошие. В общем, «Бриолин 2» в прокате провалился и был разгромлен критиками. Молодую Пфайффер, которой тогда было всего 24 года, от забвения спасло только то, что те же критики особо выделили её игру — как луч света в темном царстве пошлости.
Везение и точный расчет
После очевидной неудачи с «Бриолином 2» Пфайффер начала более серьезно выбирать проекты, и это очень быстро дало эффект. В 1983-м она появилась в главной женской роли в фильме Брайана Де Пальмы «Лицо со шрамом», сыграла в триллере «В ночи», в фэнтези «Леди-ястреб», в «Иствикских ведьмах» и в голливудском капустнике 1987 года «Амазонки на Луне». Её партнерами были Аль Пачино, Джефф Голдблюм, Рутгер Хауэр, Алек Болдуин, Мэл Гибсон и Курт Расселл, Джефф Бриджес. На тот период карьеры Пфайффер приходятся две номинации на «Оскар» — за роли в фильмах «Опасные связи» и «Знаменитые братья Бэйкеры», а также её единственный «Золотой глобус» — за тех же «Братьев...».
В начале 90-х Пфайффер присоединилась к супергеройскому кино, и это была не прихоть, а точный расчет. В 1989-м Тим Бёртон снял своего «Бэтмена», который заработал в кинотеатрах $411 млн и был одним из самых кассовых фильмов своего времени. Известно, что актриса пробовалась в тот проект, но против её участия выступил исполнитель роли Бэтмена Майкл Китон — у них была небольшая интрижка, и Китон не хотел ворошить прошлое. Но к 1991 году те проблемы остались позади, и в фильме «Бэтмен возвращается» Пфайффер сумела добыть роль Женщины-кошки; отметим, что конкуренция была приличной — Бёртон рассматривал многих известных актрис вроде Шер, Бриджит Фонда, Мадонны, Сьюзан Сарандон, Ракель Уэлч и Ким Бейсингер. Любопытно, но критики тогда считали, что Пфайффер с этим персонажем не справится, но она усиленно тренировалась, брала дополнительные уроки, занималась единоборствами — и часть трюков на съемочной площадке сумела выполнить сама.
Спокойная актриса
Фильм «Бэтмен возвращается» заработал поменьше первой части ($266 млн), но всё равно был оценен высоко. У картины было немало достоинств — тот же Денни Де Вито в роли Пингвина чего стоит. Ну и Пфайффер не потерялась на фоне звезд — её Женщина-Кошка, которую Бёртон придумал для своей ленты буквально заново, произвела нужный эффект. Актриса получила за свою роль $3 млн и процент от сборов, что сразу вывело её в топ тогдашнего рейтинга.
Правда, Пфайффер после фильма Бёртона словно успокоилась. Этому способствовала и менее бурная личная жизнь — после ряда скандалов 80-х, замужества за актером Питером Хортоном и отношений, например, с Джоном Малковичем, в 1993-м она вышла замуж за сценариста и телепродюсера Дэвида Э. Келли. В этом браке они состоят и поныне; у пары есть сын и приемная дочь, и разводиться они, кажется, не собираются, как и давать темы для желтой прессы.
В кино же у Пфайффер всё шло своим чередом — в том же 1993-м она получила ещё одну, третью номинацию на «Оскар» (за фильм «Поле любви»), снималась в самых разных проектах, по-прежнему избегая слишком явных провалов. Сыграла в «Волке», «Опасных умах», в экранизации шекспировского «Сна в летнюю ночь», в «Звёздной пыли»... Иногда делала значительные перерывы в карьере, объясняя их необходимостью уделять внимание детям. В последние годы стала появляться на экранах почаще — например, в «Убийстве в „Восточном экспрессе“» Кеннета Браны или в марвеловских кинокомиксах, где сыграла Осу в фильмах «Человек-муравей и Оса» и «Мстители: Финал». В сиквеле «Малефисенты» она была королевой, в «Квантомании» снова стала Осой. Но поклонники всё равно помнят её по роли тридцатилетней давности, которая стала культовой — по ироничной Женщине-кошке в костюме из кожи, сшитом белыми нитками.