Как справиться с коррупцией?
Худрук Малого театра, режиссёр Юрий Соломин: Это большая проблема. Испугом их не возьмёшь, нет у этих людей стыда. Можно ли справиться с коррупцией в России? (Пауза.) Можно... Но нужны действительно очень строгие меры, причём не на словах, а на деле. Надо, чтобы человеку боязно было присвоить себе чужое, иначе — накажут. И генералы, и полиция, и министры, и мы, простые люди, — все должны это знать.
Ольга Шаблинская, «АиФ»: К сожалению, трудно не согласиться, Юрий Мефодьевич.
— Да, народ говорит, что пенсии не хватает на лечение и медикаменты... И что? И кто простого человека слышит? Медицина чрезвычайно важна для развития общества, а уж у нас — тем более. Так же, как важны экономика, оборона, культура, образование. К счастью, армию у нас возрождают, я обеими руками «за». Но то, как у нас учат молодых... (Вздыхает.)
— Да, я знаю, что вы уже много лет выступаете против единого государственного экзамена...
— Давно понятно, что ЕГЭ — это огромная ошибка. Но школьников продолжают мучить. А сколько говорится о воспитании молодого поколения! Но на деле дети предоставлены сами себе, играют в эти стрелялки на компьютерах. У родителей нет денег платить за кружки, которые раньше были бесплатными... Помню время, когда некоторые люди хотели сделать все музыкальные школы платными. Я был категорически против таких «нововведений» и горжусь, что отстоял то, что детей хотя бы учат музыке не за деньги! (Соломин был министром культуры РСФСР в 1990-1991 гг. — Ред.)
Каких мы принимаем сегодня студентов в вузы? Вот сейчас у меня первый курс. После школьной программы они абсолютно не готовы к гуманитарной работе и обучению актёрской профессии. Они не знают азов. А это литература, музыка, изобразительное искусство. Год мы тратим на то, чтобы привести их в форму.
— Мой папа служил в 70-е годы в Праге. И рассказывал, что советского человека за границей, даже если тот молчал, всегда можно было узнать — по какому-то особенному затравленному выражению лица и... как он смотрит на витрины. Сегодня из-за санкций и экономического вакуума не вернёмся ли мы снова к тому состоянию?
— Я езжу с 68-го года за границу, всегда много там работал, и играл как актёр, и ставил спектакли. Действительно, в те годы мы ездили купить какие-то вещи необыкновенные, детское что-то... А сейчас всё есть — были б деньги. Поэтому я вообще не вижу в этих санкциях беды для России... Мы слишком большая страна, чтобы бояться вакуума.
— А если говорить о культуре? Возможно ли сегодня искусство «за железным занавесом»?
— Невозможно, да и не нужно. Я за то, чтобы сохранять самое лучшее, что есть у нас. И всё же надо знать, что происходит в искусстве в мире.
В Советском Союзе очень много уделялось внимания культуре. И сейчас уделяется. Но всё как-то... нестрого. Я бы построже относился! Сегодня режиссёр ставит спектакль так, как ему хочется и нравится, забывая, что это Гоголь, Шекспир, Пушкин. Это моё мнение, конечно, но за свои деньги ставь, что ты хочешь, посмотрим, кто из актёров будет у тебя работать и будет ли ходить зритель! Но если постановка твоя — за деньги государства, тут совсем другой разговор...
— Вы считаете, что нужен контроль государства в культуре?
— Мне кажется, что да. Но важно, чтобы не было перебора. Контроль должны осуществлять люди, которые заслужили доверие общества. Я за то, чтобы зрители устроили выборы, кого они хотят видеть в группе театральных, музыкальных, литературных деятелей, осуществляющей контроль за качеством. И мнение этой группы будет законом. Тогда успокоятся все — и те, кто требует жёсткой цензуры государства в искусстве, и те, кто хочет полной свободы, возьмутся за ум.
Где эта «оппозиция»?
— Юрий Мефодьевич, вы меня удивили идеей зрительского голосования — рассуждаете как настоящий демократ. Но ваш коллега Василий Лановой в интервью «АиФ» сказал: «России нужна сильная рука. У нас только отпусти вожжи...»
— И в этом я согласен с Василием. Но демократия — она разная... Есть разумная, а есть та, которая берётся от желания показаться не таким, как все... На мой взгляд, демократия должна быть серьёзной, сильной, образованной. И — настоящей. Руководить в государстве должны те, кого хочет большинство.
Совесть, ответственность перед народом — это не пустые слова. Нужно, чтобы люди на высоких постах говорили правду, не боясь потерять свои места... Но, к сожалению, сейчас у нас демократия такая... выборочная.
— Юрий Мефодьевич, время сейчас непростое. Может, зрителю сегодня и не нужен серьёзный театр? Ему бы развеяться...
— Напрасно думать, что в театр ходят посмеяться. Я тоже люблю комедии, но в театр приходят ещё и познать душу человека, понять, из-за чего мучились Катерина в «Грозе» или Лариса в «Бесприданнице» Островского. Кстати, именно Островский сказал: «Без театра нет нации». Я с ним согласен. Ко мне приходят сотни писем. Благодаря им я понял, зачем люди идут в театр. Они приходят за советом. Помню, мне написала одна женщина из Екатеринбурга, которая жаловалась на свою сложную жизнь. К сожалению, адреса обратного она не указала и я ей не смог ответить, чтобы поддержать. А через год она снова прислала письмо: «Спасибо большое! Я всё поняла. Посмотрела спектакль...» И многие пишут такие слова: «Спасибо вам!»... Но это не мне спасибо, а автору!