Примерное время чтения: 9 минут
1246

Юрий Башмет: «Меня называли и демоном, и Паганини, и даже Юрием Гагариным»

Юрий Башмет.
Юрий Башмет. / Валерий Христофоров / АиФ

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, четырех Государственных премий Российской Федерации и премии «Грэмми», руководитель двух оркестров — симфонического «Новая Россия» и камерного «Солисты Москвы» — Юрий Башмет 24 января отмечает 70-летний юбилей. Aif.ru рассказывает, как маэстро штурмовал музыкальный Олимп, почему не носит кольца, но ради одного все-таки сделал исключение и как велосипед его с музыкой примирил.

В чем сила Ванессы Мэй?

Как пишет иностранная пресса, в облике музыканта есть нечто демоническое: «Башмет — это музыкальный демон с альтом». Сам маэстро уверен, что «нужно всеми возможными средствами привлекать внимание людей к классической музыке». Именно благодаря мастеру альт из оркестрового инструмента уверенно перешел в разряд сольных. Как говорит музыкант, многие ругают скрипачку Ванессу Мэй, но лично он считает, что благодаря ей «многие вообще впервые узнали, что есть такой гениальный композитор — Вивальди».

Башмет уверен, что нужно «памятник поставить ее гениальному продюсеру. Объясню почему. Если взять отдельно короткую юбку, то ножки я видал и постройнее. А если послушать отдельно ее игру на электроскрипке, то я слыхал получше. Но ее одели в мини, облили водой, дали скрипку — и она стала знаменитой. В этом смысле все средства хороши».

Так же было и с самим Башметом: «Как только меня не обзывали — и демоническим (у меня были тогда длинные волосы), и Паганини, и даже Юрием Гагариным — за прорыв альта в сольную жизнь. Ради Бога! Раз работает, пусть».

На его сценический имидж работают не только блестящая игра и харизма, но и экстравагантный образ. Башмет — из тех редких музыкантов, кто позволяет себе на сцене носить украшения.

«Легендарный скрипач Айзек Стерн категорически запрещал всем своим ученикам надевать кольца. — рассказал Башмет в беседе с aif.ru. — Я лично не знал Айзека Стерна, но сам подсознательно всегда снимал обручальное кольцо. Просто мне не нравится, когда скрипачи играют и в этом время идет отблеск от золота. Но как-то у меня случился почти месячный отпуск, я сидел в аэропорту — рейс задержали. Делать было нечего, я пошел бродить по магазинам и в итоге приобрел очень интересное кольцо — плоское, темно-темно-зеленое. Оно мне напоминало пушкинскую сказку о царе Салтане. Потом, когда начались концерты и я вернулся к регулярным репетициям, поначалу я снимал его, но в какой-то момент почувствовал, что мне удобнее играть с кольцом — оно давало некий вес. Лет 14 я с ним играл. А потом потерял где-то при перелете из Тель-Авива в Париж. И стал мучиться без этого перстня. Помучился — и купил новое».

«Просто носите его!»

Раскрыл знаменитый музыкант в беседе с aif.ru и секрет медальона, который он носит много лет.

«Эту замечательную вещь мне одел и освятил патриарх Илия II, Епископ Грузинской православной церкви. Я довольно давно не был в Грузии — лет, наверное, 12 — из-за событий, которые постоянно происходили в той стране. А потом приехал с концертом в поддержку их знаменитой музыкальной школы. На вечере звучала замечательная музыка, был полный зал. И вдруг после концерта я увидел на улице демонстрацию против меня. А дальше — неожиданно — звонок: нас приглашает на ужин патриарх Илия II. Мы слушали музыку, пили красное вино, беседовали. В тот вечер он подарил мне золотой медальон ручной работы с изображением Георгия Победоносца и сказал: “Просто носите, мы вас любим, приезжайте к нам почаще. Но носи это только поверх одежды”.

После этого был выстроен живой коридор и со стороны митингующих ко мне больше не прозвучало ни одной претензии. С тех пор я не расстаюсь с медальоном. Не раз так было, что если рядом со мной оказываются грузины, то они обязательно подбегают, целуют медальон и убегают.

Кстати, в Грузии так часто происходило: народ выходил на демонстрацию, власти не могли с ними справиться и просили помощи у Илии II. Он приходил и говорил: “Все по домам!” И все расходились».

Его талантливая мама

В отличие от других знаменитых музыкантов, рассказывающих, что родители загоняли их чуть ли не палкой на многочасовые занятия музыкой, Юрий Абрамович очень благодарен своей матери Майе Зиновьевне Башмет за правильный педагогический подход: «Стою я в детстве занимаюсь. Мама видит: что-то я загрустил. В таких случаях она предлагала взять велосипед: “Иди погуляй. Покатаешься, проголодаешься и, если захочешь, еще позанимаешься”. А езда на велосипеде — это было мое любимое занятие в детстве. То есть мама меня не загоняла ни на какие репетиции, а шла мне навстречу. Соответственно, и я должен был ей отвечать тем же. Поэтому я старался и репетировал. Был такой педагог Петр Столярский — в Одессе до сих пор есть музыкальная школа его имени. Я сто раз уже повторял знаменитую фразу Петра Соломоновича: “Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы”. Моя мама — классический пример такого таланта.

Что же касается моих детей, сын сначала хотел стать музыкантом, ходил в музыкальную школу, но потом расхотел. (Сын — Александр, экономист — Ред.) Не вышло у него с классической музыкой. А с дочерью все хорошо получилось. (Дочь — Ксения, пианистка — Ред.) Ее всегда хвалили в школе, у нее были прекрасные учителя. Но тут как раз мама ее заставляла заниматься. (Жена маэстро — Наталья Тимофеевна Башмет, скрипачка — Ред.) Но в один момент дочь хотела уйти из музыки. Это был переходный возраст. И вот тут я собой горжусь. Я спросил дочку: “Хорошо, а что ты хочешь делать?” Она дружила и сейчас дружит с дочкой кинорежиссера и актера Александра Адабашьяна. Дочь отвечает: “Пойду в театральный”. — “Скажи, хоть один режиссер или актер может так играть на рояле, как ты сегодня? Так зачем тебе уходить из музыки? Хочешь — делай и это тоже”, — возразил я ей. И убедил!

Что касается внуков, в их профессиональное становление я стараюсь не вмешиваться».

По словам Юрия Абрамовича, несмотря на то, что за плечами у него более 47 лет музыкальной карьеры, чувствует он себя бодро и «по старости еще ни один концерт не отменял». Хотя, по признанию альтиста и дирижера, ему, как и другим музыкантам, все же не удалось избежать профессиональных болезней: «У пианистов позиция рук и тела более естественна. Но у пианистов, которые долго сидят, я извиняюсь, понятно, какая может быть проблема. А у скрипачей и альтистов получается бесконечный отток крови от кисти, причем еще и с неестественным поворотом руки. Представьте, что вы зажали руку, согнув ее в локте. И так надо ее часами удерживать. Понятно, что рука немеет. Еще у всех скрипачей и альтистов профессиональное искривление позвоночника, особенно верхнего отдела. И проблемы с шеей. Я ленюсь делать упражнения, а в азиатских странах — Японии, Китае, Корее — это обязательная часть профессии музыканта. Там, когда я репетировал с оркестром, устраивались специальные паузы по 20 минут. Смотришь: весь оркестр на лужайке какие-то упражнения делает. Для этого специально нанимается тренер. Дирижером быть лучше — в верхней части туловища все раскрепощено. Но у дирижеров от того, что они много стоят, с ногами проблемы. И, что еще более важно, это огромное моральное перенапряжение. Поэтому главная забота о здоровье для дирижера — это снятие стресса».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах