Примерное время чтения: 8 минут
306

Юрий Башмет: я получал 27 рублей стипендию и 50 рублей присылал мне мой дед

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. На курортах хорошо, а в деревне лучше? 24/06/2020
Художественный руководитель, музыкант Юрий Башмет на репетиции концерта Победы на Мамаевом кургане, посвященного 75-летию победы в Великой Отечественной войне.
Художественный руководитель, музыкант Юрий Башмет на репетиции концерта Победы на Мамаевом кургане, посвященного 75-летию победы в Великой Отечественной войне. / Кирилл Брага / РИА Новости

На самоизоляции народный артист СССР Юрий Башмет времени даром не терял. Он преподавал, дирижировал оркестром через Zoom, выступил художественным руководителем уникального концерта, посвящённого 75-летию Победы.

«Дед был запевалой»

— Мы многие годы в День Победы давали большой концерт в Ярославле, где проходит мой фестиваль, — рассказывает Юрий Абрамович. — Я сам ходил в «Бессмертном полку» с портретом дедушки. Тому, кто это придумал, памятник нужно при жизни поставить! Эти чувства можно понять, только если сам в колонне пройдёшь. Невозможно слёз сдержать. Но в то же время испытываешь гордость, единение со своей страной.

Ольга Шаблинская, «АиФ»: — Дедушка вам рассказывал про военные годы?

— Борис Абрамович Башмет мало рассказывал про саму войну. Он вообще был очень лаконичным. Раз в году, 9 Мая, он надевал свой пиджак, который был увешан военными наградами. И был такой гордый! Я не помню, чтобы дедушка хвастался орденом за взятие какого-то города, но точно знаю, что до Берлина он дошёл.

С войны дед вернулся с ранением. Инвалид II группы, но при этом ходил без палочки. Дедушка был весёлый и очень достойный человек. Красавец, стройный — такой тип английского актёра 1930-х годов. Знаю, что в пехоте служил, был запевалой. Всю жизнь петь любил, помню, как он начинал «Выходила на берег Катюша»... Если бы вы видели фотографию деда, вы бы поняли про его характер гораздо больше, чем с моих слов.

— Он принимал активное участие в вашем воспитании?

— Мне было семь с половиной лет, когда меня неожиданно начали учить музыке. На следующий день в доме появилось пианино. От него, от деда: «Раз началась музыка, дома должны быть клавиши». Пока я учился в Московской консерватории, дедушка в течение 5 лет присылал мне деньги — по тем временам очень большие. При пенсии в 72 рубля мне он высылал 50. Плюс родители давали 50. Я был...

— Самым настоящим мажором!

— Приближался к ним. (Смеётся.) Были и более мажорные студенты — дети всяких секретарей партий и республик наших советских. А если прибавить ещё и стипендию в 27 рублей (если прилично сессия прошла), вообще получалась сказка. Но стипендию я получал нечасто.

Когда я уже победил в конкурсе и стал официально солистом, у меня была ставка за концерт 52 рубля. Подумал: надо бы сообщить дедушке, что теперь я состоялся, деньги уже можно больше не присылать. Но чтобы не обидеть его, надо было дипломатично всё объяснить. Подключил своего отца к этому процессу. Родственники стали обсуждать ситуацию. Один из дедушкиных братьев спрашивает: «Боря, зачем ты ему деньги посылаешь? Он же консерваторию кончил». А дед, не отрываясь от тарелки, говорит: «Консерваторию он кончил, но кушать-то он не кончил!» Ну это же чистый Жванецкий!

А потом... Ставку мне дали, но концертов на самом-то деле не было. Так, думаю, поспешил я отказаться от помощи деда, ну ничего, выкручусь. Постепенно концерты стали появляться. Проходит 2–3 месяца, и вдруг перевод — 50 рублей. От дедушки. Звоню: «Что случилось?» Дедушка говорит: «А что, мой внук не может девчонку лишний раз на такси прокатить?» И потом он под настроение иногда всё равно присылал мне переводы.

Выступление скрипача Юрия Башмета на VI Международном конкурсе имени П.И.Чайковского. Москва, 1978 год.
Выступление скрипача Юрия Башмета на VI Международном конкурсе имени П.И.Чайковского. Москва, 1978 год. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин

— А когда Юрий Башмет стал мировой знаменитостью, как он на это отреагировал?

— Вся дедушкина маленькая квартирка была обвешана моими портретами и афишами. Когда я приезжал во Львов, всегда на концерты мои приходил. А любимыми певцами его были Толкунова, Магомаев. Эстраду любил. А ещё у деда большой портрет Майи Плисецкой висел на стене.

Как-то папа мой вызвал меня звонком — я в Швейцарии тогда был, на фестивале: «У деда дела плохи, надо приехать попрощаться». И мне удалось вырваться. Когда я приехал, он оживился — а так три дня не реагировал ни на кого, не ел, не пил. А тут попросил накрыть стол, выпил рюмку водки, бокал вина. Потом достал ликёр, который хранил в шкафу более 20 лет — я ему в подарок из-за границы привёз бутылку, в ней внутри груша. Тогда это была диковинка.

Мы пообщались часа полтора-два, и он ушёл в себя. Хотя дед вообще не болел в жизни, никогда. Просто начал угасать в 87 лет. Устал. А уже через 10 дней я вернулся хоронить его.

Сейчас жалею, что не расспрашивал его подробно о том, как он воевал, сохранилась ли переписка с однополчанами. Понимаете, каждодневная жизнь затягивает, много дел... Но вся картина снова перед глазами всплывает, когда мы празднуем День Победы, когда участвуешь в таком концерте среди памятников мемориала «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане — священном месте для истории России, где был переломлен ход войны.

Как выжить одиночке?

— За эти месяцы вся жизнь перешла в онлайн. Но как с оркестром на удалёнке репетировать?

— По Zoom. Я же ещё в консерватории заведую кафедрой, там так же всё онлайн — уроки, советы, экзамены. Потом некоторые музыканты отчитываются, присылают записи, что они занимаются, учат репертуар новый. Когда встречались на репетиции, они были уже подготовлены.

Работа не останавливалась ни на минуту. Мой ближайший друг композитор Александр Чайковский, худрук филармонии, завкафедрой Московской консерватории, сочинил «Карантинную» симфонию, ещё два произведения. Саша — последний из могикан, великий композитор. Большая благодарность государству — за всё время пандемии оркестранты получали зарплату. Но есть другая проблема — одиночки-музыканты, их очень много. Это дирижёры, у которых нет своих оркестров, композиторы, которые сидят и сочиняют, солисты, единственным заработком которых были гонорары за концерты. Это скрипачи, пианисты, артисты, виолончелисты, певцы, солисты. Их не обеспечивают зарплатой, т. к. это не государственные коллективы. Поэтому мы вместе с Русским концертным агентством создали фонд. Нас очень поддержала наш новый министр культуры Ольга Любимова. И мы смогли оказать помощь в возможном для нас объёме 50 молодым музыкантам, которые остались без средств к существованию на данном этапе. Конечно, это не бешеные деньги, зато реальная поддержка. Надеюсь, что и моральное участие для них было не менее важным моментом, чем просто получение денег. Получаю каждый день благодарности. И очень многие люди в моём окружении тоже захотели музыкантам помочь, что для меня не просто приятно, а важно. Мы сейчас все вместе проживаем ситуацию сегодняшнего дня. И справиться с ней мы должны все вместе, помогая друг другу.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах