В прокат выходит комедия «Красотка в ударе» — российская версия американской «Красотки на всю голову» с Эми Шумер. Главная героиня нашей «Красотки...» — очень деятельная девушка Полина (Юлия Александрова), которая считает себя не слишком привлекательной. Полина работает бригадиром в фирме по ремонту, коллеги нежно зовут её Палычем и относятся как к своему парню. Её муж (Григорий Калинин) в основном сидит на шее жены, но часто спускает заработанные ею деньги на различные сомнительные предприятия и даже поднимает на Полину руку.
В результате одной из таких семейных ссор девушка теряет сознание. Очнувшись, она начинает считать себя суперкрасавицей и вести соответственно, что вызывает недоумение у тех, кто хорошо Полину знает.
Поставила фильм Яна Гладких. Она известна как актриса по сериалам «Частица вселенной» и «Отличница», а картина стала дебютом Гладких в режиссуре. Накануне появления «Красотки...» в кинотеатрах АиФ.ru поговорил с режиссером о красоте, восприятии себя, киножанрах и домашнем насилии.
— Ваш фильм — это адаптация американского фильма, в котором весь юмор построен на нестандартной внешности актрисы Эми Шумер. Но вы позвали на главную роль Юлию Александрову, которая по типажу совсем не Шумер. Почему вы выбрали такой подход?
— Можно сказать, что у нас получилась абсолютно оригинальная история, которую объединяет с первоисточником только хай-концепт: ход с ударом головой, который кардинально переворачивает восприятие себя героиней. А все остальное придумали сами. В американском фильме мне не понравилось, что всё показано слишком прямолинейно: слегка полноватая девушка считается какой-то уродиной. Мне это не интересно и не близко, поэтому не хотелось идти по пути общепринятых понятий красоты и «страшноты». Мне была интересна тема восприятия человеком самого себя. Я знаю очень много красивых и успешных женщин, у которых чрезвычайно низкая самооценка. Она может быть даже кинодивой, кумиром для многих, но при этом быть тотально неудовлетворенной собой. Кроме того, в нашем фильме ближний круг главной героини — мама, муж — подливают масла в огонь и культивируют в героине мысль, что она недостаточно хороша.
— Обычно адаптация западных сюжетов сопровождается толстой «библией», в которых всё расписано буквально до мелочей. А как было в случае с «Красоткой в ударе»?
— Знаете, у нас была абсолютная свобода творчества, не было никаких «библий», запретов, мы могли уйти сколь угодно далеко от оригинального сюжета. Речи о том, что что-то нужно сохранить, не заходило ни разу. Пожалуй, только кроме удара по голове, после которого у героини меняется отношение к своей внешности. И я благодарна продюсерам за такой подход, потому что ожидала гораздо большего контроля, ведь это мой дебют, да ещё и на зрительском фильме. Но мне разрешили и авторское высказывание.
— Почему вы согласились работать над этим фильмом?
— Мы со сценаристом Евгенией Хрипковой взялись за адаптацию этого сюжета лишь тогда, когда поняли, как можно применить «Красотку...» к русской действительности. Тема домашнего насилия делает историю глубже, чем оригинал, который является типичной американской комедией. Правда, мне жаль, что мы вырезали из начала фильма сцену, в которой муж бьет главную героиню по лицу. По мнению прокатчиков, это было бы слишком радикально. Но, на мой взгляд, именно эта сцена сейчас предельно актуальна, «миндальничать» на этой территории не хочется: сейчас началась работа над законом о насилии в семье, поднялась волна историй жертв такого насилия, а тех, кто шел против этой волны, подвергали народному линчеванию. Все это очень любопытно. В то же время я понимаю опасения продюсеров: для лёгкого смешного фильма это рискованный шаг.
— Вы успешная актриса, у вас в фильмографии есть много главных и заметных ролей. Почему вы занялись режиссурой?
— Я всегда этого хотела. Придя в 16 лет на актерский факультет, я знала, что после выпуска буду поступать на режиссерский факультет в ГИТИС. Потом, правда, пришлось отложить мечту: к моменту получения диплома у меня было пять главных ролей в МХТ, и друзья и коллеги убедили меня, что мне надо продолжать работать в этом направлении. Но через десять лет я вернулась к идее стать режиссером.
— У вас есть предпочтения в режиссуре? Авторское кино, жанровое?
— Мне интересно всё. У меня нет желания снимать только авторские фильмы, тогда бы я не выбрала в качестве дебюта жанровую картину. Но могу сказать, какие жанры меня интересуют. Это детектив, драма, комедия, а лучше всего — драмеди, смесь жанров. Пожалуй, я бы не взялась снимать хоррор. Но мне нравится саспенс, я люблю, например, сериал «Озарк», в котором потрясающее сочетание страшного, смешного, детектива и семейной драмы. Для меня на данный момент это лучшее, что я видела.
— Вы упомянули о драмеди, жанре, в котором в последние годы, кажется, снято большинство сериалов. Почему драмеди становится популярной?
— Я считаю, что истории в чистом жанре уходят в прошлое. Сейчас хорошее кино для меня определяет мультижанровость, как с ней работает автор. Мой мастер Дмитрий Владимирович Брусникин говорил: если зритель в начале не посмеется, он потом не поплачет. Чтобы открыть сердце человека, нужен смех, а чтобы пронзить его, нужна драма. Хотя я бы попробовала что-то сделать в жанре чистой комедии, но не уверена, что у меня получится. Мне как-то сказали, что у меня трагическое восприятие жизни на молекулярном уровне: я везде вижу драму, конфликт. Но могу сказать, что не понимаю фильмов, в которых совсем нет юмора.
— Не страшно выпускать фильм в такое время, сразу после карантина?
— Пожалуй, я просто рада, что «Красотка в ударе» выйдет 13 августа в кинотеатрах и встретит зрителя. А страха нет. Это мой первый опыт в режиссуре, я сделала всё, что от меня зависит, мне фильм нравится. Так что, как говорится, я сделала что должно — и будь что будет.