В сериале «Шаляпин» Яну Цапнику досталась роль человека яркого, харизматичного и немного хулиганистого — знаменитого актёра начала ХХ века Мамонта Дальского — лучшего, как утверждали критики того периода, Гамлета в России. О том, насколько комфортно вживаться в образ реальной исторической личности и как не принести семью в жертву карьере, Ян Цапник поговорил с aif.ru.
«Он был поцелован Боженькой»
Елена Садкова, aif.ru: Ян, ваш герой Мамонт Дальский — очень яркий персонаж. Какая история из его жизни зацепила вас больше всего?
Ян Цапник: Меня все зацепило! Он был из довольно состоятельной семьи, но многие его братья и сестры стали, как и он, актерами. Сестра его блистала по всей Москве. Ведь псевдоним «Дальский» откуда? Это сестра его в детстве так называла: «Даля». Спасибо родителям, что назвали Мамонтом, а не ещё более причудливо. Хотя в те времена это, наверное, было нормально. Он учился в юридическом, потом «заболел» театром, играл где-то в провинции…
Дальский был уникальным человеком и искренне верил в то, что делает! Даже современники про него писали: «Выпуклый артист с постоянно мятущейся душой». А одна актриса в своих воспоминаниях отмечала, что он был удивительным: ему было наплевать, есть декорации на сцене или нет, есть соответствующие костюмы или нет, есть ли вообще у театра крыша над головой. Он считал: где стоит Мамонт Дальский, там и есть театр. Он был поцелован Боженькой. Истинный фанатик своего дела. Поэтому его приглашали знаменитые театры: Малый, Александринка… Он десять лет там отработал. Правда последнее время ему ролей не давали из-за его выходок. У Дальского была идея фикс — сделать свой театр. Каждый раз он приходил с ней к Шаляпину, тот давал ему деньги. Но куда Дальский их девал, история умалчивает. Про него даже Алексей Толстой написал в романе «Хождение по мукам» и охарактеризовал его, как человека безумно обаятельного, взрывного, как вулкан, очень умного и хитрого, обожающего азартные игры… В общем, Дальский — человек со своими страстями, но он — гений!
— Вот вы рассказываете про своего героя, а кажется, что говорите про себя…
— Всегда же пытаешься оправдать своего персонажа, прикинуть что-то на себя. Я такой же безумец… К примеру, я прослужил четырнадцать лет в Большом драматическом театре, у меня было пять главных ролей. А также несколько строгих выговоров с занесением в личное дело. Правда, это все всегда было настолько искренне! Вот в Израиле на гастролях, помню, очень сильно ругался на меня Кирилл Юрьевич Лавров. Ну, взял я в лизинг осла у араба и арафатку, оторвал кусок пальмовой ветви и, проезжая мимо израильского поста, пел отрывок из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Кричал: «Привет! Я вернулся!» Но это было все мило, без чернухи… И старики даже говорили: «Ну наконец-то тяжелая артиллерия в БДТ пришла». Но отмечу, что все это было в свободное от работы время.
— Вы себя тоже чувствуете бунтарем и хулиганом?
— Да. Я с детства понял, что удача любит веселых. Потому что отношение к жизни — это отношение к себе. Если ты к себе без юмора относишься, то тебе надо, наверное, профессию менять.
— А ведь у вас действительно есть пересечения с вашим героем. Дальский — начало ХХ века, ветер перемен. Ваша юность — 1990-е, снова тектонические сдвиги. Похоже?
— Я вам больше скажу: всегда одно и то же. Но в анархисты в 1990-е не уходил, как Дальский. Мультики озвучивал, индийское кино… Потом бежал со всех ног в театр на утренний спектакль. Днем чертёнка играл в передаче «Сказка за сказкой». Вечером — снова на спектакль, а ночью — опять на озвучку. Есть было особо нечего, денег было мало. Но в театре всегда можно было в долг перекусить картофельными котлетами, например... Ведь еще Бродский сказал: история человечества за тысячелетия не менялась, менялась просто история костюма. Поэтому всё похоже. Так что «Шаляпин» — это кино и про нашу жизнь тоже.
«Всегда хотел быть летчиком»
— А почему вы выбрали в свое время театральный вуз в Ленинграде, а не в Москве? Ведь в Москве больше учебных заведений, а значит, и шансов поступить.
— Я же вообще учился в спортивном спецклассе, занимался гандболом. Жил тогда в Челябинске. Папа у меня — замечательный артист, мама — спортсменка. А я всегда очень хотел быть летчиком, но знал, что с математикой у меня проблемы и летчиком я вряд ли стану. Да и ни в какие институтские гандбольные команды идти не хотел, потому что понимал: профессиональный спорт — это ненадолго. Решил — пойду в театральный. Это был 1985 год — Фестиваль молодежи и студентов. И в Петербурге, и в Москве все экзамены прошли до фестиваля. А я вспомнил, что мне надо поступать, только в августе… Оставалось два города — Куйбышев и Свердловск. Свердловск к Челябинску ближе, четыре с половиной часа на автобусе. Ну и поехал туда. Но все, кто «срезался» в Москве и Питере — а это тысячи человек — тоже приехали в Свердловск поступать. Потому что набирал в тот год великий мастер — Ярополк Леонидович Лапшин, который снял фильмы «Приваловские миллионы», «Угрюм-река», «Демидовы». И вот я взял и поступил.
А через два года ушел в армию. Служил за границей — в Германии, в десантных войсках. Обратно мой путь шел через Польшу, Белоруссию и… Питер. В Питере решил задержаться. Город замечательный. И вот иду я, красивый десантник, по городу. И так получилось, что я повздорил с начальником патруля. Лейтенант, молодой... Упал он, в общем. Курсанты сделали вид, что ничего не понимают. А я сбежал! Бегу по Моховой, вижу театральный институт — ЛГИТМиК. Думаю: «Ну, надо же! Наши-то в Свердловске уже учебу заканчивают, к диплому готовятся. Чего я поеду-то?» И пошел прямо в десантной форме в деканат. И перевелся во ЛГИТМиК. Так я закончил обучение уже в Питере.
— У вас сейчас дочка учится в Щукинском училище. Почему не пошла в ваш родной институт в Питере?
— У дочки сейчас своя жизнь, ей все-таки 21 год. Дело ведь не в том, где учиться. Прежде всего нужно найти своего мастера. Лиза уже перешла на третий курс. Когда я прихожу к ней на показ, то очень радуюсь. Последний раз ехал со съемок из Красногорска, даже не успел грим снять, так и вбежал в зал. И именно в этот момент Лиза вышла на сцену. Если сказать проще: умом Лиза пошла в маму, в мою замечательную жену Галочку, востоковеда, кандидата наук. Ну а талантом — в меня.
— В чем секрет вашего крепкого брака?
— Мы уже двадцать шесть лет вместе с Галочкой. Меня с моим характером, постоянными отъездами, приездами могут вытерпеть только моя семья, мои любимые и… дельфины. А вообще любовь — это полное доверие. Вот и весь секрет.
— Вы постоянно на съемках, в работе… Удается отдыхать?
— С декабря не был дома в Петербурге. Но знаете, когда у меня даже неделю ничего не происходит, я на стенки бросаюсь. Это безумие! Так что отдыхать я не умею.