Раньше в родной Латвии Каспарс Димитерс был очень популярен — его песни звучали на местном радио, концерты собирали залы. Теперь, в новой Латвии, о нём предпочитают не вспоминать. Зато имя Каспарса часто встречается в российских пабликах. Православный латыш, поэт, бард, сын любимой многими зрителями актрисы Вии Артмане, он всей душой с Россией. И за Россию.
«Чувак по-настоящему крут»
«Сегодня «прилетела» такая песня: «Я латыш, украинец и русский, пусть всегда будет солнце и мы», — написал мне Каспарс в письме по электронной почте. Сейчас на YouTube у этой композиции, исполненной на русском языке живущим в русофобской Латвии латышом, уже десятки тысяч просмотров:
Я родился в Союзе, где жили
В мире русский, украинец, латыш...
Но торжественно нас раздружили,
И теперь мы государство —
мышь...
Всех стравили из былого Союза
И дружбу обратили в гнев.
И этот гнев с детсада до вуза
Всем песням тут главный припев...
Интернет-пользователи благодарили исполнителя за правду и смелость. И на латышском и русском языках рассказывали свои истории.
«Эта песня про всех детей Советского Союза. Многие из нас родились в смешанных браках... Я наполовину украинка, наполовину русская, родилась в Узбекистане, по распределению попала в Туркменскую ССР. Мы не задумывались в детстве, кто какой национальности».
«Родилась в СССР, мама после развода вышла вторично замуж за латыша (на самом деле он наполовину эстонец, родившийся в Башкирии), так мы переехали в Литву. Был один народ — советский. А сейчас нас делят на своих и не своих».
«Очень непросто в недружественной обстановке открыто выражать свою гражданскую и человеческую позицию».
«Чувак по-настоящему крут. По музыке и манере исполнения — это не бардовская песня из 1960-х, это настоящее. Такой манеры нет ни у одного русско-поющего музыканта».
«Обращаюсь к тем, кто читает наши комментарии, а потом доносит на Каспарса латышским властям. Так, по-вашему, демократия выглядит? Уже преступление петь по-русски и для русских? Это не геноцид, по-вашему?»
И лишь один написал: «Да, Каспарс, теперь видно, что ты работаешь в КГБ... Как же это низко — прикрываться христианством». Но стоит ли брать этот ничтожный коммент в расчёт?
Болеть за наших
В июле бард посвятил песню погибшему в ходе СВО казаку. «Памяти павшего христианина, проповедника веры и бойца Андрея Иванчука с позывным “Кубань”, — написал Каспарс в соцсети. — Воскресни, воскресни! Позывной боевой моей песни».
«Он удивительный человек, не боящийся выступать против... западнического абсурда, — откликнулся российский писатель Захар Прилепин. — Я предположил, что Каспарс втайне болеет за наших, но оказалось, что не втайне... Песня удивительная, странная: по тексту понятно, что рядом с Каспарсом давно уже мало говорят по-русски. Но этот чуть ломаный язык звучит так по-детски пронзительно, что создаётся какой-то особый эффект. Спасибо за песню, родня!»
В другой песне Каспарс заявил: «Мы тут один народ — и латыши, и русские. В беде победы нет, пока расколоты. Пусть латыши, как серп, пусть русские, как молот!»
Как воспринимают барда Димитерса на его родине, догадаться нетрудно. Известного в Латвии поэта и музыканта с «христианскими, консервативными, а также прокремлёвскими взглядами» давно считают симпатизирующим России и даже агентом Кремля. Он критикует порядки в стране, «вместе с супругой-единомышленницей враждебно настроен по отношению к сексуальным меньшинствам». Латвийская пресса прессингует исполнителя за пророссийскую позицию. «Стыд! Рашистские агрессоры в восторге от Каспарса Димитерса!» — гласит заголовок газетной статьи. Фразы из песни «Калаш как кадило!», «Иди на Голгофу» многим в Риге не дают спокойно спать.
Все мысли — в песнях
Пару лет назад Димитерс принял решение не давать больше интервью. «Невозможно в них сказать то, что и как думаю, что чувствую своим сердцем», — сообщил он мне в электронном письме. Для себя 65-летний музыкант, большая часть жизни которого прошла в Советском Союзе, сформулировал лозунг: «О чём не можешь сказать в стихах, о том молчи. О чём не можешь молчать — скажи в стихах».
«Благодарю за оказанный в мою сторону интерес, — пишет Каспарс. — Таня, я не политик, не экономист. Я просто бард. Всё, о чём и как думаю, в моих песнях. В моём Ютьюб-канале 300 песен. И там не все. Особенно активно на русском начал писать с начала искусственной “чумы”. В канале два виртуальных альбома на русском, выложены они и на других платформах. С начала СВО в канале уже 8 песен на русском. Сделай уникальный вариант интервью — задай вопросы моим песням, и они тебе ответят».
Впрочем, и без вопросов отчётливо видно отношение Каспарса к происходящему на Украине, на его родине и в мире. Например, в песне «Война за детские души»:
...Борьба — это когда тебя
ненавидят,
Но ты продолжаешь любить,
Когда кончились силы,
Но ты продолжаешь бить.
— Прости, но все везде только и говорят, информируют, прогнозируют, предупреждают, пугают и т. п., — продолжает бард. — В стихах мало кто общается с публикой, и публика охладела к поэзии. Мой самый близкий современный поэт — военкор Анна Долгарева. После прочтения её статьи об «Урале» (позывной экс-депутата из Челябинской обл. Александра Негребецких. — Авт.) я написал в память о павшем «Песню Анны, или “Урал” и рыжий апельсин».
Дорога Каспарса к храму была трудной, долгой. С 8 лет баловался сигаретами. В юности имел приводы в милицию. Потом стал зависимым от алкоголя, но смог преодолеть недуг и пару лет пробыл в лоне лютеранской конфессии. Пока однажды не попал на службу в Свято-Троицком Сергиевом монастыре в центре Риги и не понял, что его дом — православие. Каспарса окрестили под именем Елисей.
Постепенно к вере пришли его жена, сыновья и дочь. А незадолго до ухода в иной мир православной с именем Елисавета стала мама Каспарса — кинокоролева Вия Артмане. Что ещё больше осложнило её положение в постсоветской Латвии.
Сегодня Каспарс с женой живёт на хуторе. Почти отшельником. Сочиняет песни, сидя у компьютера, тут же их записывает. Он удалил все свои аккаунты в соцсетях: «Устал и вышел». У него нет больше ватсапа — вернулся к кнопочному телефону.
— Прости за такой ответ, но я буду петь, говорить не буду, — закончил своё электронное письмо православный латышский бард. — С уважением ко всем, кто, как может, воюет против сил глобального зла...