Примерное время чтения: 6 минут
2217

«Я играю сумасшедшего, мама». Александр Галибин – о перипетиях судьбы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Таланты и наследники 31/05/2023
Александр Галибин в сцене из спектакля «На трубе» в театре «Школа современной пьесы» в Москве.
Александр Галибин в сцене из спектакля «На трубе» в театре «Школа современной пьесы» в Москве. / Владимир Вяткин / РИА Новости

Александр Галибин известен зрителям по фильмам «Трактир на Пятницкой», «Мастер и Маргарита», «Романовы. Венценосная семья». Но последние годы он чаще находится по другую сторону камеры — снимает картины для детей, за что и был удостоен президентской премии за вклад в развитие отечественного детского кинематографа.

«Они — звёзды, а я — студент»

Ольга Шаблинская, aif.ru: Александр Владимирович, помимо высокой награды есть ведь и ещё один повод для радости — 45 лет картине «Трактир на Пятницкой». Именно с ролью вора-щипача Пашки-Америки, обаятельного франта, вы и ассоциируетесь у зрителей.

Александр Галибин: Да, несколько поколений выросло на этой истории. Это же не фильм про воров или бандитов. Он — про людей. Там есть и любовь, и доброта, и дружба... Кстати, автор сценария Николай Леонов дал моему герою имя реально существовавшего вора: Павел Андреев орудовал в Москве в 1940-х.

В «Трактире...» — моя первая работа со звёздами. Там собрались настоящие титаны советского кино: Коля Ерёменко, Лёва Прыгунов, Тамара Сёмина, Глеб Стриженов. А среди них затесался я, студент 4-го курса. Был наглый, молодой, подтягивался к ним.

Но самое главное — с нами работал режиссёр, который понимал, как делать кино. Александр Файнциммер любил актёров, прислушивался к ним. Помните, в фильме есть Шкет — беспризорник, который всё повторяет «гражданин-товарищ-барин». Мальчишка случайно прибился к нашей группе на съёмках. А я, когда увидел его, сказал Александру Михайловичу: надо бы его снять, у него очень живые реакции.

— Как это «прибился»?!

— В Ростове в то время, когда мы снимали, кочевал цыганский табор. Мальчишка был с ними: приходил на съёмки, наблюдал за процессом. Мы взяли его на довольствие, заключили договор. Изначально ведь в сценарии был другой герой — играл его примерный московский мальчик, ходил с лотком. И больше ничего интересного в кадре не происходило. А мой Шкет привнёс в фильм непосредственность, какую-то свою детскую правду. Через отношения с мальчишкой этим очень хорошо подсвечивается характер Пашки-Америки.

Я встречался потом с исполнителем этой роли — он пришёл ко мне на спектакль в Петербурге. Всё у него хорошо. Актёром не стал, «Трактир на Пятницкой» оказался его единственной картиной.

— Владимир Конкин мне рассказывал: после того, как он убедительно сыграл Павку Корчагина, его начали звать на роли исключительно «комиссаров в кожанках». А актёру Галибину что предлагали после Пашки-Америки?

— Я никогда не переживал, не приклеилось ли ко мне клише. Я просто работал. Есть ведь и другие роли, которыми горжусь: Николай II в «Романовы. Венценосная семья», Мастер в «Мастере и Маргарите». Картины «Нас венчали не в церкви» и «Батальоны просят огня» — все эти фильмы смотрели и смотрят. Но надо идти дальше, не жить только прошлым.

Тень Булгакова

— Вы вспомнили сериал «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. В творческой среде бытует мнение, что это произведение Булгакова проклято. Ведь в течение 5 лет после премьеры фильма из жизни ушли 15 актёров, и далеко не все были пожилыми — тот же Владислав Галкин, Александр Абдулов, Александр Чабан. Вы на съёмках тяжело заболели бронхитом, а после премьеры попали в аварию. Изначально не страшно было браться за эту роль?

— Не страшно. К тому же там нет роли. Там есть абсолютно уничтоженный человек — уничтоженный жизнью, властью. И я искал похожие мотивы внутри себя. У меня тоже были моменты — не такой силы, как у Михаила Афанасьевича, к счастью (у него судьба такая, что врагу не пожелаешь), но эмоционально схожие. Я ведь и на заводе подрабатывал — слесарем металлических конструкций, у меня даже есть 4-й разряд. И бутафором трудился, и в экспедиции побывал изыскательской...

Фильм этот давался нелегко. Я был полностью погру­жён в своего героя — иначе нельзя было сыграть Мастера. Помню, ко мне пришла мама: «Саша, кого сейчас играешь? Ты какой-то озадаченный». — «Мне непросто. Я играю сумасшедшего, мама». — «Сумасшедшего? Тогда у тебя всё получится».

— Давайте теперь про день сегодняшний. Детское кино не может похвастаться ни громкими премьерами, ни большой кассой. Хотя в СССР у этого жанра традиции были богатейшие!

— Тот кинематограф мы частично потеряли. Ролан Быков, Сергей Соловьёв, Динара Асанова, Илья Фрэз, здравствующий ныне Александр Митта — это всё мощные режиссёры, которые умели разговаривать с детской аудиторией. Теперь же мы стали детей развлекать. Я не против развлекательного кинематографа, но и воспитательный элемент в нём должен быть!

Я убеждён, что это и есть национальная идея — работа с детьми, всё, что касается воспитания юного поколения. И если государство не возьмёт детское кино под своё крыло, то никаких существенных прорывов в этом жанре не случитс­я.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах