В возрасте 68 лет скончался актёр театра и кино, народный артист РФ Валерий Гаркалин. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на ректора ГИТИСа Григория Заславского.
«Мне сообщили, что Валерий Гаркалин, к сожалению, умер», — сказал Заславский.
67-летний Валерий Гаркалин был госпитализирован 2 октября. У него подтвердили коронавирусную инфекцию и критическую стадию пневмонии с 25-50-процентным поражением легких. Позже актера перевели в реанимацию — его болезнь протекала на фоне старых проблем с сердцем; у него упал уровень сатурации, а поражение легких достигло 75%.
О дате прощания и похорон будет сообщено позже.
Валерий Гаркалин родился в Москве 11 апреля 1954 года. После школы он сдавал экзамены в театральный вуз, но неудачно — приемная комиссия решила, что его внешность не подходит для актерской профессии. Но Гаркалин оказался настойчивым. Он отслужил в армии и поступил в музыкальное училище имени Гнесиных — на факультет кукольного искусства, а его руководителями стали Леонид Хаит и Сергей Образцов.
Хаит и стал его проводником в театральный мир. Режиссер создал труппу театра «Люди и куклы» из своих учеников. Этот театр с успехом гастролировал по СССР, и когда через 6 лет Гаркалин решил поступать в ГИТИС, уже никто не обращал внимания на его внешность.
ГИТИС Гаркалин окончил в 1988-м — и сразу был принят в труппу Театра Сатиры, который тогда возглавлял именитый Валентин Плучек. Это был совсем другой уровень — до этого партнерами Гаркалина были в основном куклы — и в театре Хаита, и в театре Образцова. В Театре Сатиры же ему приходилось выходить на сцену, с которой только-только ушли навсегда Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Но недавний выпускник ГИТИСа оказался достойным продолжателем их дела.
В больнице скончался актер Валерий Гаркалин.
— Bayun (@concordia2020) November 20, 2021
Очень жаль, один из немногих на кого приятно смотреть в отечественном кинематографе. Покойся с миром. pic.twitter.com/OiaSPhEPM4
Идиллия продолжалась до 2001 года — Плучек умер, его сменил Александр Ширвиндт, актер того же театра. У Ширвиндта были свои требования, и когда Гаркалин сказался больным ради антрепризы на стороне, новый худрук безжалостно уволил своего коллегу. С тех пор Гаркалин не был человеком какого-то одного театра — он продолжал активно играть в антрепризах и выходить на сцены независимых театров, а однажды сыграл Гамлета в пьесе Шекспира, поставленной Дмитрием Крымовым в Театре имени Станиславского.
С кино отношения у актера были весьма непростыми. Он дебютировал ещё в 70-е, но в совсем крошечной роли. А в 1989-м, сразу после ГИТИСа, получил главную роль в фильме Сергея Бодрова-старшего и Александра Буравского «Катала» — криминальной мелодраме, которая поднимала модную тогда тему проблем преступников и воров в законе. Прорывной эта роль для Гаркалина не стала, он периодически появлялся на экране — например, в историческом фильме «Царь Иван Грозный» или в белорусском многосерийном телефильме «Белые одежды».
А по настоящему прославил Гаркалина режиссер и актер Владимир Меньшов, снявший его в своем фарсе 1995 года «Ширли-мырли». Эта комедия стала поистине народной, а три персонажа, в которых перевоплотился Гаркалин, сделали его настоящей звездой на постсоветском пространстве.
Но звездность 90-х была весьма своеобразной. Валерий Гаркалина узнавали в лицо, много приглашали — в его фильмографии набралось около ста ролей, — но ролей, сопоставимых по масштабу с теми, что он уже сыграл в «Ширли-мырли», так и не предложили. Он не расстраивался, считая наградой уже саму возможность играть — и неважно, на сцене театра или в кино.
«Составная часть нашей профессии — быть известным, узнаваемым, любимым. В какой-то степени, наверное, и я хотел быть таким. И, видимо, мое желание было настолько велико, что это все-таки случилось», — говорил Гаркалин в одном из интервью.
И добавлял, что актер обязан регулярно выходить на сценическую площадку и обязан сниматься в кино.
«Только тогда он — артист», — заключал Гаркалин.
И сам всегда старался соответствовать званию артиста.