30 апреля в столице открывается III Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition, в котором примут участие 15 музыкантов из 7 стран мира.
По итогам будут определены 5 лауреатов, а самый лучший получит Гран-при – рояль Yamaha. О том, почему у них не бывает проигравших, рассказывает худрук и создатель конкурса пианист Денис Мацуев.
«У нас все равны!»
Юлия Юнина, «АиФ»: – Денис, конкурс должен был пройти ещё в прошлом году…
Денис Мацуев: – …Но из-за пандемии мы приняли решение перенести его на 2021-й и чуть сдвинули возрастные рамки участников. Если конкурсанту, который подавал заявку в прошлом году и прошёл отборочные этапы, исполнилось 17 лет, он всё равно сможет принять участие. Это, на мой взгляд, справедливо.
Да, в прошлом году мы могли бы провести не международный, а всероссийский конкурс – осенью в Москве полный запрет на концерты уже был снят. Но это было бы несправедливо по отношению к иностранным участникам. А основной принцип нашего музыкального состязания: у нас все равны.
Я не знаю другого международного конкурса с таким регламентом, как у нас, – когда каждый из 15 участников играет и сольно, и с оркестром. При этом в течение этих двух туров никто не вылетает и нет первого-второго-третьего мест – есть 5 лауреатов, 10 дипломантов и один Гран-при. И каждого участника смогут увидеть миллионы зрителей и профессионалов по всему миру – трансляцию ведут и канал «Меломан» Московской филармонии на YouTube, и французский «Медичи ТВ». Так что лауреат ты или дипломант – неважно. Те, кто прошёл в очный тур, – уже победители.
Я вижу, как складывается судьба лауреатов двух предыдущих наших конкурсов – они становятся мощнейшими игроками (позволю себе такое выражение) на мировой сцене. Та же Сашенька Довгань, которая в этом году открывает наш конкурс, уже сделала мировую карьеру. Её приглашают Зальцбургский фестиваль, парижский Театр Елисейских полей, Концертгебау в Амстердаме.
– Принцип «есть пять лауреатов» – это решение не травмировать детскую психику?
– И это тоже. И ещё – желание немного отойти от слова «конкурс». Это скорее конкурс-фестиваль. У нас царит атмосфера счастья и дружелюбия. И совсем нет интриг. Это принцип всех моих фестивалей!
Чтобы слушали и слышали
– Ребята будут играть вживую на сцене. А публика в зале будет?
– Обязательно! Это очень важно, чтобы тебя слушали и слышали. Хотя бы 25% публики, как это было прошлой осенью. Это, к слову, одно из самых умных решений московского правительства – снять полный локдаун.
Потому что тот свой концерт 20 марта 2020 г. в пустом Зале Чайковского я не забуду никогда. Это было одно из сложнейших выступлений в моей жизни, когда хотелось всё бросить и убежать со сцены. Да, я понимал, что в этот момент в интернете меня смотрят 4,5 миллиона человек. Но в зале-то никого! Оттуда не идёт то живое дыхание, ради которого мы выходим на сцену.
А сегодня мне звонят со всех концов света, не веря, что у нас всё будет происходить вживую. Сегодня, когда весь музыкальный мир по-прежнему находится в жесточайшем локдауне и только в отдельных городах чуть-чуть начинают ослаблять запреты. В Москве же наши ребята выходят на сцену и играют с оркестром! И им аплодирует публика. Мы, наша страна, доказали, что такое возможно, если соблюдаются все правила. Ну не было ни одного случая, когда кто-то заразился бы на концерте. Наоборот, музыка лечит – не устаю это повторять! И мы подаём пример всему миру.
Поэтому мы уже пережили, надеюсь, самые тяжёлые времена, мы снова играем и даём возможность всем насладиться уникальным уровнем мастерства молодых пианистов. И это гениально!