Не стало Бориса Плотникова, которого многие помнят прежде всего по роли доктора Борменталя в «Собачьем сердце», хотя в фильмографии актера семь десятков картин.
Слишком избирательный, щепетильный
Ему везло с режиссерами, с картинами. Или, может, он сам о себе так заботился?! После успешного дебюта у Ларисы Шепитько в фильме «Восхождение» соглашаться на что-то меньшее Плотников считал невозможным. Такие актеры, как он, кто не стремился сыграть «всё», в отечественном кинематографе всегда были наперечёт. Плотников был слишком избирательным и чересчур щепетильным. После развала СССР — особенно. «Диалога не складывается, — сетовал он. — Приходишь знакомиться с режиссером, а у него в глазах — что-то…» И стеснялся продолжать, не находя, по-видимому, приличных слов.
Начинал он как актер Свердловского ТЮЗа. Ходил, как все, на пробы местной киностудии, которая в советские времена была на хорошем счету. Но надежды с каждым новым отказом оставалось все меньше. Однажды ему и вовсе сказали: «Никогда больше не приходите! Вы абсолютно некиногеничны!»
И он продолжал служить Мельпомене, философски рассудив: не каждому дано сниматься.
«Все будет, стоит только расхотеть», — говорил, кажется, Александр Башлачев. У Плотникова так и получилось. Он просто перестал думать о кино, чтобы не расстраиваться. И, когда пришло приглашение от Ларисы Шепитько, не мог поверить, что это правда… Летать на пробы пришлось семь раз: кандидатуру неизвестного актера с неказистой внешностью «наверху» никак не хотели утверждать. Месяц Плотникова снимали условно. Как бы «в никуда». А потом начальство просто махнуло рукой. И на него. И на Ларису: «Хочет — пусть снимает». Даром что на роль партизана Сотникова претендовали сотни, в том числе Владимир Высоцкий, Николай Губенко, Андрей Мягков… А Шепитько, этот Достоевский в юбке, как называл ее автор «Сотникова» Василь Быков, рискнула. И выиграла.
О князе Мышкине мечтать перестал
Для Плотникова фильм стал действительно восхождением. И Шепитько сыграла в этом главную роль. Именно она сразу сказала актеру, что не будет снимать его после «Восхождения», пока он не обретет «новое содержание»: личность должна непременно развиваться. И именно она дала совет чему-нибудь поучиться.
Борис поступил на филфак Свердловского университета, думал поучиться годика три. А в результате защитил диплом, получив профессию книжного графика.
Впрочем, к тому времени жизнь изменилась уже практически без участия Плотникова: после премьеры «Восхождения» актера пригласил в Театр Сатиры Валентин Плучек. Прошло время — позвонил главреж Театра Советской армии Леонид Хейфец и позвал на роль князя Мышкина, о которой актер… уже перестал мечтать.
И его не стало…
В 2002 году Плотников перешел в МХТ им. Чехова. Он был одним из первых, кого, возглавив труппу, пригласил Олег Табаков. В его «Табакерке» Борис Григорьевич играл в «Камере обскура», «Процессе», «…Женитьбе Фигаро». В МХТ Олег Павлович доверил коллеге Маркиза де Шаррона в «Кабале святош», Дорна в «Чайке», Жевакина в «Женитьбе». В калягинском «Еt Сetera» у Плотникова был образ Пимена в «Борисе Годунове»…
Последними работами актера были роль Патриарха Иова в «Годунове» два года назад и роль судьи Уоргрейва в спектакле «И никого не стало» (режиссер Владимир Машков, «Табакерка»). Несмотря на пандемию, премьера состоялась 10 сентября. Но почему-то судьбе было угодно, чтобы 2 декабря Бориса Григорьевича не стало…
Плотников не жаловал журналистов. О том, что касалось его жизни вне кино и театра, не было известно ровным счетом ничего, за исключением некоторых моментов из детства и юности: освоил скрипку и фортепиано, хотел даже поступать в консерваторию. Потом решил попробовать силы в театральном вузе, но Ленинград забраковал его уральский говор, а Школа-студия МХАТ и вовсе признала парня профнепригодным.
«Евангелие дурному не научит»
Сам актер, кажется, никогда не отчаивался, точно зная, что уныние — грех. «Читайте Евангелие, оно дурному не научит, — часто цитировал он любимую бабушку. — У нее пенсия была пять рублей. Но я помню, как полно, истинно жили эти люди. Что их держало? Евангелие, сказки и традиции предков…»
О профессии же актер многое сказал в книге «Моя надежда, мука и награда…». Видимо, поэтому считал интервью пустой тратой времени.
«Борис Григорьевич был актером с тайной и подлинным аристократом духа, — написали на сайте МХТ в день смерти Плотникова. — Как и многие его герои, и в искусстве, и в жизни он шел особым путем, не подстраиваясь под стремительный век и не размениваясь на суету. При этой особости, даже обособленности, он был чутким партнером и великолепным ансамблистом, настоящим мастером и рыцарем сцены. Работать и общаться с ним было счастьем...»